Перейти к содержанию Перейти к подвалу
Молотовск в годы Великой Отечественной войны
Об уроке

В годы Великой Отечественной войны ситуация с питанием в городе была катастрофической. Те, кто пережил войну в своих воспоминаниях писали о неистребимом чувстве голода.

В больнице на Беломорском проспекте было открыто отделение для дистрофиков.

В годы войны  конном парке добывали овес, сушили его на кухонных печах, мололи, просеивали и варили кашу или делали лепешки. Лакомством считался жмых.

Все вспоминают тюленье мясо и жир, что они были вонючие, и кто-то не выдерживал этот запах. Хотя варево из тюленины тоже спасало от дистрофии и смерти. 

А летом дети ловили рыбку колючку, которая водилась во всех окрестных водоемах. Ловили сачками, а поскольку колючки было много, то ее загребали прямо майками. Дома рыбу перемалывали на мясорубках вместе с картофельной кожурой и пекли на печках-буржуйках котлеты, лепешки. Растительного масла не было – жарили на олифе. Из колючки варили даже уху, а простой суп – из щавеля.

С 1941 года для распределения промышленных и продовольственных товаров среди городского населения страны была введена карточная система.

Население было разбито на 4 группы: рабочие и инженерно-технические работники, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет. Также было выделено 2 категории, к первой относились наиболее важные предприятия, ко второй – все остальные. В зависимости от группы и категории устанавливались нормативы выдачи различных видов продуктов.

Были установлены следующие нормы отпуска хлеба по карточкам в день на одного человека:

 

По 1-й категории

По 2-й категории

Рабочим и ИТР

800 г

600 г

Служащим

500

400

Иждивенцам

400

400

Детям до 12 лет

400

400

 

1-я категория: рабочие, инженерно-технические работники и служащие и их иждивенцы оборонной, угольной и нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии, электростанций и электропромышленности тяжелого, среднего и общего машиностроения, станкостроения, химической и резиновой промышленности, цементной промышленности, железнодорожного и морского транспорта, строек оборонной промышленности, строек цветной и черной металлургии, строек станкостроения, железнодорожного строительства, строительства шахт, предприятий и строек Главвоенстроя, а также рабочие, инженерно-технические работники лесной, торфяной и рыбной промышленности, занятые на производстве в период сезонных работ;

2-я категория: рабочие, инженерно-технические работники, служащие и их иждивенцы других отраслей промышленности, транспорта и народного хозяйства и остальное городское население, не вошедшее в 1-ю категорию.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.