Перейти к содержанию Перейти к подвалу
Молотовск в годы Великой Отечественной войны
Об уроке

22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было объявлено военное положение в 22 республиках и областях страны, в это число вошла и Архангельская область.

С началом войны завод №402 начал производство продукции, не свойственной его профилю, но необходимой фронту и флоту: корпусов снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а также артиллерийских корабельных башен.

Но главной задачей заводчан в годы войны было обеспечение боеспособности кораблей Северного флота и ремонт судов, которые доставляли грузы союзников Северным морским путем. К концу 1941 года завод №420 стал судоремонтной базой транспортного, ледокольного и военного флота на Севере. В середине 1943 года возобновилось строительство судов. Началось строительство больших морских охотников проекта 122А, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских. Всего за годы войны на заводе №402 было отремонтировано 139 судов и кораблей, в том числе 70 иностранных, военно-морскому флоту сдано восемь больших охотников и две подводные лодки.

Ремонтно-механический завод (в годы войны был переименован в Спецзавод №3) в соответствии с мобилизационным заданием должен был освоить производство мин. За шесть месяцев 1941 года заводу надлежало произвести 15 тысяч мин. К 1943 году выпуск 50-мм мин составил 30 тысяч штук в месяц; все остальные предприятия Архангельской области сообща выпускали 15 тысяч штук в месяц. В начале 1943 года Спецзавод №3 освоил производство осколочно-фугасных мин калибра 180 мм.

Ушедших на фронт мужчин на производстве заменяли женщины и подростки. Производство мин было массовым, поточным. Оборудование и станки располагалось по линиям, обработка велась пооперационно. Такая система позволяла быстро обучить неквалифицированные кадры одной простой операции. На работу в годы войны принимали даже 12-летних детей. Рабочие места для подростков были оснащены дополнительной деталью – пустые ящики из-под мин использовались как подставки, иначе молодые работники не могли дотянуться до суппорта станка.

В военное время дневная смена на заводе длилась 10-11 часов.

 

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.