Перейти к содержанию Перейти к подвалу
Молотовск в годы Великой Отечественной войны
Об уроке

С августа 1941 года в Архангельск стали прибывать караваны судов союзников СССР по антигитлеровской каолиции с грузами военной помощи – боеприпасами, стратегическими материалами, продовольствием. Но вскоре выяснилось, что один Архангельск не в состоянии обеспечить приём и обработку большого количества иностранных судов. Поэтому Государственным Комитетом Обороны СССР было принято решение о строительства торгового порта в Молотовске.

В конце осени все силы строителей были брошены на сооружение деревянного причального фронта в западной части заводской береговой черты, в районе угольного и строительного причалов, ранее принадлежавших заводу.
Главным назначением нового порта было создание условий для круглогодичной навигации, в том числе для крупнотоннажных транспортов осадкой до 28 футов (8,54 метра), что для Архангельска исключалось.

За годы войны молотовский порт принял 173 сухогрузных транспорта караванов союзников из 280, пришедших в Белое море. В Молотовске было переработано 992 000 тонны груза. Через молотовский порт прошло не менее 15 танкеров с нефтегрузом около 150 000 тонн.

Приведённые данные подтверждаю, что новый порт выполнил важную стратегическую задачу как порт ленд-лиза, справившись с большим объёмом работ по приёму и обработке судов союзников и отправке военных и прочих грузов на фронт и вглубь страны.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.