С августа 1941 года в Архангельск стали прибывать караваны судов союзников СССР по антигитлеровской каолиции с грузами военной помощи – боеприпасами, стратегическими материалами, продовольствием. Но вскоре выяснилось, что один Архангельск не в состоянии обеспечить приём и обработку большого количества иностранных судов. Поэтому Государственным Комитетом Обороны СССР было принято решение о строительства торгового порта в Молотовске.
В конце осени все силы строителей были брошены на сооружение деревянного причального фронта в западной части заводской береговой черты, в районе угольного и строительного причалов, ранее принадлежавших заводу.
Главным назначением нового порта было создание условий для круглогодичной навигации, в том числе для крупнотоннажных транспортов осадкой до 28 футов (8,54 метра), что для Архангельска исключалось.
За годы войны молотовский порт принял 173 сухогрузных транспорта караванов союзников из 280, пришедших в Белое море. В Молотовске было переработано 992 000 тонны груза. Через молотовский порт прошло не менее 15 танкеров с нефтегрузом около 150 000 тонн.
Приведённые данные подтверждаю, что новый порт выполнил важную стратегическую задачу как порт ленд-лиза, справившись с большим объёмом работ по приёму и обработке судов союзников и отправке военных и прочих грузов на фронт и вглубь страны.