Советская спичечная этикетка первой половины 1960-х гг.
Реклама на спичечных этикетках
Как известно, реклама – двигатель торговли. Довольно востребованным рекламным носителем в СССР была и спичечная этикетка.
Так, например, в 1962 г. проводилась громкая рекламная кампания, посвящённая отечественным наручным часам. Была выпущена серия спичечных этикеток, на которых для приобретения в магазинах Ювелирторга или заказа по почте рекомендовались такие марки часов, как «Кировские», «Столичные», «Весна», «Заря».
В том же 1962 г. серия этикеток «Товары – почтой» предлагала потребителю приобретать отечественные фотоаппараты («Искра», «Ленинград», «Старт» и др.), киноаппараты, радиоприёмники и радиолы, музыкальные, спортивные, рыболовные товары и ружья.
Внимание уделялось не только живописному полю этикетки, но и текстам. Интересны рекламные стихи на этикетках. Так о пользе чая сообщалось: «Чай полезен и взрослым, и детям. Тому, кто здоров и кто на диете». А какой же чай без сладкого? «Повидло и джем полезны всем», — гласит надпись на этикетке с изображением банки поверх веток с яблоками, сливами и вишней. О тонизирующем свойстве натурального кофе напоминала фраза: «Тот, кто утром кофе пьёт, целый день не устаёт». Этикетка с изображением стакана чая на фоне гор и пальмы прозаично утверждала: «Чай грузинский – полезный, ароматный напиток!».
Этикетки, рекомендовавшие носить на производстве рабочую одежду (с указанием конкретных моделей), объясняли, что она сохранит костюм (платье) её счастливого обладателя. Встречаются этикетки, рекламирующие различные ткани. Надпись на этикетке, посвящённой штапельным тканям, производство которых в СССР было начато в 1950-х гг., гласила, что они «нарядны и практичны». А уже давно знакомые льняные ткани в особом представлении не нуждались.
Рекламировались не только товары, но и услуги.
Заправлять автомобили предлагалось на автозаправочных станциях Главнефтеснаба. Госстрах информировал граждан о возможности застраховать принадлежащее им имущество, а также осуществить личное страхование.
Государство убеждало: «Пользуйтесь услугами сберегательных касс», «Выгодно хранить сбережения в облигациях государственного 3 % внутреннего выигрышного займа». И снова в стихах: «Срочный вклад даёт доход три процента каждый год».