Советская спичечная этикетка первой половины 1960-х гг.
Агитационно-пропагандистские
Особе внимание уделялось пропаганде достижений советского строя.
Государство рапортовало о бурных темпах развития промышленности и сельского хозяйства, появлении новых промышленных предприятий. А также предвосхищало будущие успехи, обещая: «За 20 лет производство кожаной обуви увеличится до 900-1000 млн. пар» или «Электроэнергия: 1958 – 233 млрд. кВт, 1965 – 500–520 млрд. кВт».
Одна из этикеточных серий 1962 г. вторила решениям мартовского Пленума: «Повысить урожайность гороха до 20-30 центнеров с гектара», «Повысить урожайность овощей до 250-300 центнеров с гектара», «Повысить урожайность хлопка не менее 25 центнеров с гектара» и, конечно же: «Повысить урожайность кукурузы на зерно до 50 центнеров с гектара».
Серия «Достижения науки и техники» демонстрировала недавние достижения отечественного машиностроения: пассажирские самолёты ИЛ-62 и ТУ-114, вертолёт «Камов-18».
В серии «Транспорт» можно было увидеть, например, электровоз переменного тока Н-60, среди «Кораблей науки» — атомный ледокол «Ленин», а серия «Автомобили БСССР» в 1961 г. с гордостью представляла только что запущенный в производство самосвал БелАЗ.
В начале 1960-х гг. появляется повод для особой гордости – тема освоения космического пространства. Соответственно начинается выпуск этикеток, посвящённых полётам советских космических кораблей с портретами космонавтов, ракетами. Не забыт и основоположник отечественной космонавтики – К.Э. Циолковский.
О вкладе СССР в борьбу за мир должна была поведать серия этикеток, посвящённая Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение, проходившему в Москве 9-14 июля 1962 г. На этикетках серии можно увидеть ракету, поверх которой написано слово «Нет», атлетического вида мужчину, разламывающего пополам меч над земным шаром, строителя, складывающего стену из кирпичей с надписью «Мир», голубя мира, летящего над городом, надпись «Мир» на различных языках.
Летом того же года в Хельсинки под лозунгом «За мир и дружбу» состоялся VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Советская спичечная промышленность незамедлительно откликнулась на это событие выпуском соответствующей серии этикеток.
Агитационные этикетки призывали вступать в члены Общества Красного Креста, ДОСААФ, в ряды доноров. К молодёжи обращены призывы осваивать целину, бороться с пережитками прошлого.
Многочисленны этикетки, посвящённые теме спорта: «Юноши и девушки, сдавайте нормы на значок ГТО», «Белорусские спортсмены повышайте свое мастерство», «Спортсмены и спортсменки, готовьтесь к 3-й Спартакиаде народов СССР!», а также этики с изображением различных видов спорта.
Бережному отношению к природе посвящены этикетки серии «Берегите рыбные запасы»: «Не вылавливайте молодь промысловых рыб!», «Изучи и соблюдай правила рыболовства!», «Хищнические способы лова рыб подрывают их запасы». Среди «природоохранных» – этикетка с изображением ветки рябины и лаконичной надписью: «Берегите лес». На другой, с надписью «Берегите птиц», два мальчика вешают на дерево скворечник.
Особое место занимают этикетки, освещающие вопросы противопожарной безопасности: «На автозаправочных станциях не курить», «Не забывайте выключать электроприборы», «Не бросайте не потушенную спичку», «Прячьте спички от детей!», «Будь осторожен с фонарём», «Здесь топили неисправную печь», «Гроза не страшна, если есть громоотвод» и др.
А также безопасности дорожного движения: «Водитель, пропусти транспорт по главной улице!», «Осторожно, идут машины!», «Переходи улицу там, где указатели «Переход».