Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Солдатская каска

Солдатская каска – предмет, спасавший жизни, наряду с санитарами и медиками, артефакт, который сегодня есть, наверное, в каждом музее страны. В фондах Северодвинского городского краеведческого музея есть образцы касок разных времён и народов, всего в коллекции насчитывается 19 предметов. Большую часть из них составляют, конечно, советские каски. 
 
В нашей коллекции касок есть прекрасно сохранившиеся предметы, а некоторые, к сожалению, сохранились плохо. Для данного обзора нами были отобраны предметы лучшей сохранности.

Советские каски

Каска прошла всю Великую Отечественную войну вместе с пехотинцами, саперами, разведчиками, артиллеристами и партизанами. Даже генералы и маршалы, находясь на передовой, не стеснялись этого защитника солдата. Сотни раз мы видели ее в художественных фильмах и кинохронике реальных боевых действий. Как же создавался советский шлем? 
 
Проследить историю создания победного шлема Второй мировой войны и не только возможно на предметах коллекции нашего музея. Почти все советские каски, хранящиеся в Северодвинском музее, принадлежали участникам  кровопролитных боев на Кольском полуострове. Часть шлемов была привезена поисковыми отрядами, часть передана неравнодушными жителями города.

Солдатский шлем образца 1936 года (СШ- 36). СШ-36 так же известен под названием «Красноармейский шлем стальной образца 1935 года». Это первый стальной шлем советского производства, принятый на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА).

В 1920—1930-х годах в РККА использовалась «Каска Адриана», появившиеся в Русской армии ещё в 1916 году, а также в относительно небольших количествах – шлемы типа М17. В середине 1934 года Наркомат обороны СССР выдал задание на разработку стального шлема, соответствующего условиям современного общевойскового боя.

Разработчиком становится Александр Абрамовичем Шварц, инженер высшей квалификации Контрольно-технического отделения Научно-Технического отдела Главного артиллерийского управления РККА. Он реализует множество идей, лёгших в основу новой каски. В 1934 году опытный образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытал маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый, попытавшись разрубить шлем шашкой.

9 августа 1935 года появляется секретное Постановление «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА», предписывающее уже к октябрю предоставить опытные образцы каски и план развёртывания их выпуска. В конце ноября Климент Ефремович Ворошилов сделал доклад «Утверждение образца стального шлема для РККА», а Политбюро ЦК ВКП(б) дало согласие на его выпуск. Производство доверили Лысьвенскому металлургическому и металлообрабатывающему заводу имени газеты «За индустриализацию». Окончательный вариант каски утвердили в январе 1936 года.

Новый шлем имел довольно интересную форму. Увидев его впервые, человек незнакомый с этим предметом может даже решить, что перед ним не советская, а немецкая каска. 

Действительно, при разработке шлема был учтен опыт германских касок периода Первой мировой войны. Это был образец с довольно мощным козырьком и выступающими полями, защищавшими уши бойца. Рассказывают также, что на усилении этих деталей настоял сам маршал Буденный, ибо, по мнению старого лихого кавалериста, шлем должен был надежно защищать от сабельного удара.

Еще одной характерной деталью СШ-36 был небольшой гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие. На лбу шлема трафаретным способом был нанесен контур красной звезды, в центр которой  позднее был вписан серп и молот. Окрашивали шлем в темно-зеленый цвет.

Подтулейное устройство (или подшлемник) изготавливался из ткани с регулировочным шнурком. Внутри подшлемника располагались алюминиевые полосы, которые выполняли амортизационные функции и обеспечивали дополнительную вентиляцию. С помощи трех заклепок происходило крепление каски к подшлемнику в районе алюминиевой ленты. Подбородочный ремень для каски изготавливали из кожи или ткани, а их длина регулировалась с помощью квадратных пряжек.

В рядах Красной армии шлем принял боевое крещение в ходе советско-японских конфликтов на остраве Хасан и реке Халхин-Гол в 1938-1939 годах. Отсюда и неофициальные прозвища каски – «хасанка» или «халхинголка».
 
Лебединой песней СШ-36 стала советско-финляндская война 1939-1940 годов. В условиях зимней войны, начальный период которой стал шоком для Красной армии, выяснилось, что широкие поля создавали эффект “паруса” и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того, защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. Конструкция матерчатого подтулейного устройства каски, носившейся в холода поверх штатного тонкого шерстяного подшлемника, не позволяла дополнительно утеплить голову. И хотя впоследствии этот недостаток был исправлен, советские конструкторы уже готовили замену.

СШ-39.

В 1939 году появилась новая, прорывная, можно сказать «классическая», каска советского воина-победителя.  Изменение и начало проектирования новой модели были спровоцированы недостатками предыдущей.

К работе над улучшением конструкции привлекли инженеров и техников ленинградского НИИ-13. К этой группе прикомандировали военных Народного комиссариата обороны и специалистов Лысьвенского завода, которые разъясняли те или иные аспекты практической реализации выдвинутых идей.

Разрабатывать СШ-39 начали в 1932 году, а первые образцы появились только в 1936–1938 гг. Специалисты искали новую марку и конфигурацию каски — распределение металла в ней. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33, именно эта модель была взята за основу.

Контур шлема получил новые очертания, внешне очень простая, вытянутой полусферической формы с маленьким козырьком. Эта конструкция оказалось настолько удачной, что просуществовала более полувека под различными модификациями, начиная с шлемов образца 1939 года.

Подшлемник каски имел купольную форму, изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Тканевая основа прикреплялась к стальному обручу, который в свою очередь, с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками. Подбородочный ремешок был выполнен из брезента, имел стальную квадратную застежку.

Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества чем та, из которой делали СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок – 1,9 мм.

Интересно, что испытывать новый шлем (по воспоминаниям одного из конструкторов Михаила Корюкова) снова вызвался Будённый. Опробовав опытный образец шашкой, и не увидев существенного урона, легендарный кавалерист сначала с установленного испытаниями расстояния, а затем практически в упор расстрелял шлем из нагана. Однако каска с честью выдержала прямое попадание пуль.

Новые солдатские шлемы широко использовались в ходе Советско-финской войны. Но тут-то и обнаружился их главный недочёт: оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором зимой было невозможно, а подшлемник не спасал солдат от обморожения при низких температурах. Встал вопрос об усовершенствовании подтулейного устройства шлема.

СШ-40. И вот он шлем победителей Второй мировой войны.

Каска была изготовлена из пулестойкой стали высочайшего качества. Разработчики наконец-то нашли идеальное сочетание. Речь идет о стали, получившей рабочее обозначение И-1, и включающей в себя такие компоненты как углерод, кремний, марганец и никель. Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три.

Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) шлема для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты.

Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В первые же месяцы войны стало понятно, что кооперации с другими заводами не получится, и потому Наркомат принял решение организовать производство нужной листовой стали непосредственно на заводе № 700 (так назывался ЛМЗ в годы войны).

Кроме лысьвенцев каски в довоенный период производили в Ленинграде и Сталинграде. С 1942 года ленинградский завод оказался в блокадном городе, а сталинградский завод «Красный октябрь» был разрушен в 1943 году. Тогда же в 1943 году группа разработчиков этой каски (Иван Ястребов, Александр Филин, Александр Пашкевич и Александр Кривилев) была награждена Сталинской премией III степени. 

За годы войны завод №700 выпустил более 10 миллионов касок. Силуэт русского солдата в СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы.

Боевые шлемы противника

Стальной «Штальхельм М35» (Stahlhelm)

«Штальхельм М35» был утвержден как стандартный общевойсковой шлем и принят на вооружение в войсках Третьего рейха в 1935 году.

С 1934 году началось тестирование нового стального шлема, разработанного на базе моделей, использовавшихся во время Первой мировой войны. 

Внешний вид шлема в целом остался тем же, но визуально он стал более обтекаемым. Разработками прототипа нового шлема руководил профессор Фридрих Шверд, который был участником проектирования М16.

Изготовление опытных экземпляров и подготовка технологии массового изготовления велись на фабрике Eisenhuttenwerke, находившейся в городе Тале. Шлем изготавливался штамповкой из плоской заготовки листовой стали. Материал заготовки – углеродистая сталь, легированная молибденом. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Шлем, изготовленный из такой стали, выдерживал давление до 220 кг/мм2, что обеспечивало защиту от крупных осколков и пистолетных пуль.
 
С производством большого количества шлемов одна фабрика справиться не могла, поэтому заказы на их изготовление были размещены на нескольких предприятиях. Эти предприятия были независимы друг от друга, из-за чего существуют различия между касками, изготовленными на разных заводах, в форме купола шлема и вентиляционных втулок.

M35 окрашивался матовой гладкой краской, с правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Крегсмарин, СС и полиции – в зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. Но это только в начале войны, в ходе вооруженных столкновений стало понятно, что все эти знаки демаскируют солдат, от них стали отказываться.

В М35 устанавливался подшлемник образца 1931 года с подбородочным ремешком нового образца. 14 ноября 1934 года управление вооружений и снабжения немецкой армии приняло решение заменить все типы подшлемников для касок, использовавшиеся на тот момент в войсках, на единую улучшенную систему подшлемника, получившую в войсках обозначение «подтулейное устройство образца 1931 года». Разработан и запатентован этот тип подшлемника был в 1929 году фирмой Шуберт-Верке из Брауншвейга.

Устройство из восьми (иногда девяти) кожаных лепестков с отверстиями для вентиляции стягивалось сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Шейный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надёжно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Конструкция подшлемника учитывала пропорции головы человека, т.е. применялся индивидуальный подход. У каждого солдата измерялась длина окружности головы (размер головы) и подбирался соответствующий подшлемник, который, в свою очередь, определял размер каски, в которую он мог устанавливаться. В каску одного размера можно было установить подшлемник двух размеров.

М35 использовалась в течение всей Второй мировой войны. В первые два года после принятия М35 на вооружение было произведено 1,4 миллиона шлемов всех размеров, еще примерно миллион был выпущен до 1940 года, когда произошло изменение в технологии производства шлемов.

В 1940 году провели модернизацию шлема М35: упростили изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; изменили состав стали, заменили молибден на менее дефицитные марганец и кремний. Эта модель получила наименование М40.

Австро-венгерский стальной шлем М17 (Stahlhelm), казалось бы, не имеет ко Второй Мировой войне никакого отношения, но … немного истории.

В 1917 году солдаты Австро-Венгерской Империи получают в качестве средства пассивной защиты стальной шлем. Шлем получил название – “Stahlhelm 1917”. Внешне австрийская модель стального шлема почти не отличалась от германского прототипа – шлема модели 1916 года. При создании австрийского шлема был использован опыт и разработки Германии, что позволило избежать большой потери сил и средств, связанных с созданием самостоятельной модели шлема.

Первая партия стальных шлемов была заказана австрийским правительством в Германии, и поступила в войска в середине 1917 года. Собственное производство шлемов в Австрии было налажено только к концу того же года.

 

Отличия австрийского стального шлема образца 1917 года от германского образца были минимальны. Подшлемник на австрийской модели шлема состоял из трех двойных кожаных язычков, скрепленных в верхней части шнуром, к которым с обратной стороны были прикреплены амортизационные подушечки, набитые конским волосом.

Кожаные язычки подшлемника крепились к обручу, изготовленному из толстой кожи. Позднее обруч стали изготавливать из стали. Обруч в свою очередь крепился к шлему с помощью трех клепок. Обе половины подбородочного ремня крепились с помощью прямоугольных колец, закрепленных в специальных держателях, приклепанных в свою очередь к шлему. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью прямоугольной застежки.  На внешней стороне шлема, с правой и левой стороны располагались вентиляционные отверстия, они выполняли двойную функцию – непосредственно для вентиляции и для установки бронепластины.  

 

До окончания Первой мировой войны австрийские шлемы окрашивались в светло каштановый цвет. Иногда на шлем наносился камуфляж. В результате понесенного поражения в Первой мировой войне по условиям Версальского договора Австрии было разрешено иметь небольшую армию общей численностью до 30 тысяч человек. После распада Австро-Венгерской Империи, австрийские солдаты были экипированы шлемами М 17. После окончания Первой мировой войны шлемы стали окрашивать в серый или серо-зеленые цвета. После прихода в 1933 году к власти в Германии Адольфа Гитлера и заключения союза между Австрией и Германией, австрийские шлемы стали использовать в германской армии с нанесением на них соответствующих декалей.

Английский шлем "Броди"

Еще один интересный экспонат, хранящийся в фондах Северодвинского городского краеведческого музея, – английский шлем “Броди”. 

Этот артефакт относится к периоду Первой мировой и интервенции Севера.

Как известно инициатива массового снаряжения армии стальными шлемами принадлежала Франции, начавшей в 1915 году выпуск и поставку в войска каски Адриана, следствием чего явилось значительное сокращение ранений головы среди солдат. В том же году пробная партия касок Адриана в количестве 500 штук была поставлена в армию Великобритании. 

Одновременно с этим Британское Военное ведомство приступило к изучению вопроса создания собственного шлема, прежде всего потому, что англичан не удовлетворяли слабые защитные характеристики каски Адриана. В июле 1915 года был выбран один из представленных проектов. Интерес вызвал проект Джона Леопольда Броди, откуда и название: “Образец стального шлема Броди, Военного ведомства”. Изготовление первой партии шлемов в количестве 25000 штук было поручено предприятию “The Army & Navy Cooperative Society Ltd”. Шлемы штамповались из легкой стали. Технология изготовления шлемов была очень простой. 850 шлемов могли быть изготовлены за один день.

После внедрения в 1916 году незначительных технических усовершенствований в технологию производства шлемов (улучшилась вентиляция подшлемника, усовершенствовали подбородочный ремень, стали применять матовую краску с добавлением песка для окраски шлемов, улучшилась обработка края шлема) была получена окончательная версия британского боевого стального шлема. Новый шлем получил название “Шлем стальной Мk I” или “МАРК I”. Шлем изготавливался из сплава стали и марганца (именно поэтому первые английские шлемы почти не магнитятся), и имел только один размер. 

Толщина стали 0,9 мм, вес шлема составлял 950 грамм. 

 

В шлем устанавливался подшлемник из вощеной ткани, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника. 

 

Подшлемник крепился с помощью одной клепки расположенной в центральной части купола шлема. К куполу шлема с внутренней стороны крепилась хлопковая антисептическая подкладка, предназначенная для впитывания пота. 

Подбородочный ремень состоял из двух частей: первая крепилась под сводом, той же клепкой что и подшлемник, а
вторая часть закреплялась на полях шлема с помощью прямоугольных колец. Длинна подбородочного ремня регулировалось прямоугольной пряжкой. 

Шлемы окрашивались в цвет хаки, иногда в полевых условиях на них наносился камуфляж, позднее шлемы вспомогательных частей окрашивали в черный или темно-синий цвета. С 1916 года при окрашивании шлемов в краску добавлялся песок, чтобы устранить не нужный блеск. Кроме того, было предусмотрено использование регламентных матерчатых чехлов серого цвета. В армии часто рисовали на шлемах эмблемы частей, некоторые полки имели даже металлические эмблемы.

Обзор подготовлен хранителем музейных предметов Еленой Корепиной

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.