Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Проект «Путь соли»

«Путь соли» –  фраза созвучна с пудом соли, который нужно съесть с друзьями, чтобы проверить друг друга в течение долгого времени. Так и наш индустриальный объект – амбар XVIII в. просолел от векового хранения соли, проверен временем и готов к новым изменениям.

Соляной амбар находится в с. Нёнокса Архангельской области на берегу оз. Нижнего. Его использовали для хранения соли ссыпом в XVIII – первой половине XX вв. Оз. Нижнее переходит в р. Верховку, а она впадает в Белое море. Этим торговым путём пользовались солевары для доставки выпаренной в Нёноксе соли в г. Архангельск, с. Холмогоры и по всему Северу.

1/3 амбара была отремонтирована ранее и используется – является музеем соли. Музей ежегодно посещают более 2000 туристов, экспозиция работает с 2017 г. Часть амбара руинирована и нуждается в поддерживающей консервации. Нет возможности подойти к озеру, технологическая площадка утрачена. При посещении музея соли у туристов возникает много вопросов по доставке соли, многие не знают об активном использовании водного пути при транспортировке товаров.

В рамках проекта проводятся исследования водного пути Нёноксы и его использования в разные периоды истории. Для сохранения и дальнейшего использования индустриального объекта будет проведена поддерживающая консервация его части. Для проведения общественных мероприятий и отдыха местных жителей будет создана площадка у амбара. Для привлечения внимания и нового осмысления водного торгового пути из озера в реку, а далее в Белое море будет проведён конкурс творческих работ для художников и мастеров деревянной скульптуры. Итогом проекта станет проведение научно-практической конференции с участием представителей Ассоциации соляных городов России, что позволит актуализировать дальнейшие работы в с. Нёнокса по сохранению истории солеварения, расширить существующую аудиторию и вовлечь новых партнёров.


Интервью с жителями с. Нёнокса о Нёноксе и о проекте «Путь соли»

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.