Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Советская спичечная этикетка первой половины 1960-х гг.

Агитационно-пропагандистские

Особе внимание уделялось пропаганде достижений советского строя.

Одна из этикеточных серий 1962 г. вторила решениям мартовского Пленума: «Повысить урожайность гороха до 20-30 центнеров с гектара», «Повысить урожайность овощей до 250-300 центнеров с гектара», «Повысить урожайность хлопка не менее 25 центнеров с гектара» и, конечно же: «Повысить урожайность кукурузы на зерно до 50 центнеров с гектара».

Государство рапортовало о бурных темпах развития промышленности и сельского хозяйства, появлении новых промышленных предприятий. А также предвосхищало будущие успехи, обещая: «За 20 лет производство кожаной обуви увеличится до 900-1000 млн. пар» или «Электроэнергия: 1958 – 233 млрд. кВт, 1965 – 500–520 млрд. кВт».

Серия «Достижения науки и техники» демонстрировала недавние достижения отечественного машиностроения: пассажирские самолёты ИЛ-62 и ТУ-114, вертолёт «Камов-18». В серии «Транспорт» можно было увидеть, например, электровоз переменного тока Н-60, среди «Кораблей науки» — атомный ледокол «Ленин», а серия «Автомобили БСССР» в 1961 г. с гордостью представляла только что запущенный в производство самосвал БелАЗ.

В начале 1960-х гг. появляется повод для особой гордости – тема освоения космического пространства. Соответственно начинается выпуск этикеток, посвящённых полётам советских космических кораблей с портретами космонавтов, ракетами. Не забыт и основоположник отечественной космонавтики – К.Э. Циолковский.

О вкладе СССР в борьбу за мир должна была поведать серия этикеток, посвящённая Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение, проходившему в Москве 9-14 июля 1962 г. На этикетках серии можно увидеть ракету, поверх которой написано слово «Нет», атлетического вида мужчину, разламывающего пополам меч над земным шаром, строителя, складывающего стену из кирпичей с надписью «Мир», голубя мира, летящего над городом, надпись «Мир» на различных языках.

О вкладе СССР в борьбу за мир должна была поведать серия этикеток, посвящённая Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение, проходившему в Москве 9-14 июля 1962 г. На этикетках серии можно увидеть ракету, поверх которой написано слово «Нет», атлетического вида мужчину, разламывающего пополам меч над земным шаром, строителя, складывающего стену из кирпичей с надписью «Мир», голубя мира, летящего над городом, надпись «Мир» на различных языках.

Агитационные этикетки призывали вступать в члены Общества Красного Креста, ДОСААФ, в ряды доноров. К молодёжи обращены призывы осваивать целину, бороться с пережитками прошлого.

Многочисленны этикетки, посвящённые теме спорта: «Юноши и девушки, сдавайте нормы на значок ГТО», «Белорусские спортсмены повышайте свое мастерство», «Спортсмены и спортсменки, готовьтесь к 3-й Спартакиаде народов СССР!», а также этики с изображением различных видов спорта.

Бережному отношению к природе посвящены этикетки серии «Берегите рыбные запасы»: «Не вылавливайте молодь промысловых рыб!», «Изучи и соблюдай правила рыболовства!», «Хищнические способы лова рыб подрывают их запасы». Среди «природоохранных» – этикетка с изображением ветки рябины и лаконичной надписью: «Берегите лес». На другой, с надписью «Берегите птиц», два мальчика вешают на дерево скворечник.

Особое место занимают этикетки, освещающие вопросы противопожарной безопасности: «На автозаправочных станциях не курить», «Не забывайте выключать электроприборы», «Не бросайте не потушенную спичку», «Прячьте спички от детей!», «Будь осторожен с фонарём», «Здесь топили неисправную печь», «Гроза не страшна, если есть громоотвод» и др. А также безопасности дорожного движения: «Водитель, пропусти транспорт по главной улице!», «Осторожно, идут машины!», «Переходи улицу там, где указатели «Переход».

Реклама на спичечных этикетках

Как известно, реклама – двигатель торговли. Довольно востребованным рекламным носителем в СССР была и спичечная этикетка.
 
Так, например, в 1962 г. проводилась громкая рекламная кампания, посвящённая отечественным наручным часам. Была выпущена серия спичечных этикеток, на которых для приобретения в магазинах Ювелирторга или заказа по почте рекомендовались такие марки часов, как «Кировские», «Столичные», «Весна», «Заря».
 
В том же 1962 г. серия этикеток «Товары – почтой» предлагала потребителю приобретать отечественные фотоаппараты («Искра», «Ленинград», «Старт» и др.), киноаппараты, радиоприёмники и радиолы, музыкальные, спортивные, рыболовные товары и ружья.
 
Внимание уделялось не только живописному полю этикетки, но и текстам. Интересны рекламные стихи на этикетках. Так о пользе чая сообщалось: «Чай полезен и взрослым, и детям. Тому, кто здоров и кто на диете». А какой же чай без сладкого? «Повидло и джем полезны всем», — гласит надпись на этикетке с изображением банки поверх веток с яблоками, сливами и вишней. О тонизирующем свойстве натурального кофе напоминала фраза: «Тот, кто утром кофе пьёт, целый день не устаёт». Этикетка с изображением стакана чая на фоне гор и пальмы прозаично утверждала: «Чай грузинский – полезный, ароматный напиток!».
 
Этикетки, рекомендовавшие носить на производстве рабочую одежду (с указанием конкретных моделей), объясняли, что она сохранит костюм (платье) её счастливого обладателя. Встречаются этикетки,  рекламирующие различные ткани. Надпись на этикетке, посвящённой штапельным тканям, производство которых в СССР было начато в 1950-х гг., гласила, что они «нарядны и практичны». А уже давно знакомые льняные ткани в особом представлении не нуждались.
 
Рекламировались не только товары, но и услуги.
 
Заправлять автомобили предлагалось на автозаправочных станциях Главнефтеснаба. Госстрах информировал граждан о возможности застраховать принадлежащее им имущество, а также осуществить личное страхование.
 
Государство убеждало:  «Пользуйтесь услугами сберегательных касс», «Выгодно хранить сбережения в облигациях государственного 3 % внутреннего выигрышного займа». И снова в стихах: «Срочный вклад даёт доход три процента каждый год».

Информационно-просветительские

Спичечные этикетки не только пропагандировали, агитировали и рекламировали, но и просвещали, пополняя знания советского человека в области истории, географии, биологии, литературы и др.

Благодаря этикеткам обычная домохозяйка где-нибудь, например, в Комсомольске-на-Амуре, стоя у плиты, могла узнать, как выглядят канюк мохноногий и черношапочный сурок – жители тундры. А такая же домохозяйка в Северодвинске любовалась пятнистым оленем — представителем фауны Амуро-Уссурийского края или обитающим на Кавказе безоаровым козлом.

 

 

 

 

Закуривая после тяжёлой работы, донецкий шахтёр узнавал, как выглядел печатный станок Ивана Фёдорова и даже сам первопечатник. А курильщик чабан в горах Дагестана с большим для себя интересом узнавал, что книжный фонд библиотеки имени В.И. Ленина за период с 1862 г. по 1962 г. увеличился со 100 тыс. экземпляров до 22 млн., а количество читателей с 3 тыс. до 2,4 млн.

Выпускались серии этикеток, посвящённые достопримечательностям городов: Ашхабад, Вильнюс, Ереван, Таллин, Ташкент, Калуга, Ленинград, Минск, Новгород, Пятигорск, Сочи, Сталинград, Ярославль и др.

Особого внимания удостоена Москва. Объектом посвящения спичечных этикеток были не только виды города и памятники архитектуры, но и части этих памятников. Например, башни Московского Кремля.

К отмечавшемуся в 1962 г. 150-летию Отечественной войны 1812 г. была приурочена серия этикеток «Памятники Отечественной войны 1812 г.», рассказывавшая о мемориальных местах:, связанных подвигом русской армии: памятник 4 кавалерийскому корпусу, обелиск лейб-гвардейскому Егерскому полку и Гвардейскому экипажу на Бородинском поле, памятник М.И. Кутузову в Ленинграде и т.д.

Выпускались серии: «Русские архитекторы», «Писатели», «Композиторы», «Народные промыслы» и многие другие.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.