Необычные вопросы, загадочные истории об экспонатах Северодвинского музея и домашних коллекциях северодвинцев.
16 мая 2020 года Всероссийская акция «Ночь в музее» впервые прошла виртуально. Наш музей подготовил для своих интернет-посетителей пятичасовой музейный марафон, участники которого должны были последовательно ответить на 10 вопросов о предметах домашнего быта, выложив в комментариях фотоответ и рассказ о современном воплощении предмета.
Предлагаем вам познакомиться с вопросами марафона, попытаться ответить на них, а затем узнать правильные ответы, самые интересные фотоответы и предметы из домашних коллекций участников конкурса.
Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Вопрос №4
Вопрос №5
Вопрос №6
Вопрос №7
Вопрос №8
Вопрос №9
Вопрос №10
Демократичная мебель
Табуретка – столярное изделие без спинки и подлокотников, рассчитанное на одного человека. Самые древние табуретки обнаружили в древнеегипетских захоронениях, фараонам они служили в качестве тронов.
Стулья без спинок использовали и кочевые народы, и придворные дамы. Само слово «табурет» пришло к нам из немецкого, а в немецкий – из французского языка. Смекалистые няньки использовали перевернутую табуретку как переносной детский манежик – поперечные проножки не давали ребенку упасть.
Табуретка – главный предмет мебели небогатых советских новоселов (вспоминаем фильм «Девчата»).
Эта табуретка принадлежала первостроителю города Давиду Тихоновичу Русанову. В 1936 году он приехал в наш город из Новокраматорска. Табуретку и другую домашнюю мебель Русанов сделал сам, на своем столярном верстаке.
Символ аристократизма
Ситечко – приспособление для отсеивания чаинок при розливе чая по чашкам, важный аксессуар чайной церемонии.
В давние времена чай считался экзотическим продуктом и поставлялся в Европу малыми партиями по очень высокой цене. Европейские аристократы заказывали в Китае специальную посуду для чайной церемонии, в комплект входило и ситечко для процеживания напитка и экономии заварки.
После того, как чай побывал на столе богачей, его высушивали и продавали в дешевые трактиры, где заварка использовалась до тех пор, пока не теряла вкус и цвет. В самых бедных трактирах чай использовали уже без ситечка. Поэтому чаинки, плавающие в чае, были признаком крайней бедности.
В наше время ситечко остается милым элементом домашних чаепитий, символом домашнего уюта. Немного жаль, что в 21 веке ситечки вытесняются чайными пакетиками.
Да будет свет!
Этот старинный осветительный прибор: комплекс из светца с лучиной и корытца вы можете увидеть в зале «Русский северный дом» нашего музея.
В давние времена, чтобы продлить световой день, люди научились использовать лучину – тонкую длинную щепу сухого дерева. Чтобы удерживать ее под нужным углом и добиться долгого ясного горения, лучину пропитывали жиром и устанавливали в осветительный прибор — светец – специальный железный расщеп. Хорошая лучина могла гореть до 30 минут.
Под лучину ставили корытце, куда во избежание пожара насыпался песок, засыпалась зола или наливалась вода.
В нашей стране кардинальные изменения в освещении жилищ произошли в 1920-1930-е годы. В 1920 году был разработан и успешно воплощен план электрификации страны. В память о тех событиях электрическую лампочку до сих пор часто называют «Лампочкой Ильича».
Не бойся дверей – бойся щелей!
Дверь – важнейший элемент дома, дверь первой встречает каждого входящего. В древности существовало множество поверий и разных защитных ритуалов, связанных с дверью и порогом дома. Закрытая дверь охраняет внутреннее пространство дома, а порог дверного проема – это граница «своего» и «чужого» пространства.
Наверное, недаром, и сейчас многие привешивают на дверь подкову на счастье и соблюдают ряд традиций: через порог не здороваются, руки не подают и др. По высоте дверь в крестьянских избах всегда была ниже человеческого роста. Приходилось при входе и голову наклонить, и шапку снять, — получался своеобразный поклон хозяевам.
В постоянной экспозиции музея представлена дверь из Николо-Корельского монастыря. Николо-Корельский монастырь был основан в конце XIV — начале XV вв. старцем Евфимием. Первое письменное упоминание относится к 1419 году. В XVII веке были выстроены новые каменные постройки. Эта дверь открывала вход в хозяйственное помещение подклетного этажа Никольского храма.
Главная помощница хозяйки
Русская печь, печка-матушка, главная помощница в русской избе.
При строительстве дома к кладке печи приступали с особой тщательностью. От печника зависело, чтобы печь получилась не угарной, чтобы ее кирпичная лежанка была удобной и долго хранила тепло. Важно, чтобы печь была «жаркой, но не жадной» – одни и те же поленья в хорошей печи дают намного больше жару. Дым не должно было выкидывать ветром. К тому же печь должна была быть миловидна и красива, как невеста: с карнизами и печурками для сушки рукавиц.
Печник на деревне был одним из самых уважаемых людей – если его обижали, он мог вставить в печную трубу горлышко от бутылки – тогда печь начинала «завывать» от ветра.
… Прошли века. Мы переселились в кирпичные дома, и русские печи сменились плитами и духовыми шкафами на кухнях. Но все равно, запах пекущихся пирогов остается символом дома.
Из березовой коры…
«Не лыком шит», «Он лыка не вяжет», «Это вам не лапти плести» — лапти, пестери, солонки, оселки и множество полезных в хозяйстве вещей плели из лыка. Лыко – узкая полоска березовой коры – бересты.
Широкая береста тоже шла в дело. Из нее «без гвоздочков, березовой строчкой» шили туески – уникальные ёмкости для хранения продуктов. Морошка в берестяном туеске долго не дает сок, мёд не засахаривается, молоко несколько дней не скисает.
Береста не пропускает влагу. Об этом ее качестве прекрасно знали древние мастера: реставраторы обнаружили под маковками ненокских храмов несколько слоев бересты.
В озерных краях средней полосы России из бересты шили лодки. В подмосковье берестой повсеместно крыли крыши.
В современной квартире, в память о деревенских предках можно встретить берестяные туески – в них хозяйки хранят соль. Вещицы из лыка тоже украшают наши кухни.
Обязательный домашний спутник
Как только человек заходил в избу, он должен был смыть с себя все зло, случайно принесенное с улицы. Для этого, сразу у входа, около двери подвешивался рукомойник – медный или глиняный сосуд с водой для мытья рук. Обычно по бокам у рукомойника были прикреплены два «носика». За эту характерную форму в диалектах его называли «бараном».
Рукомойники – «барашки» можно увидеть только в музее. На дачах и в деревнях до сих пор используются клапанные рукомойники-умывальники.
Кстати, в начале века появился усовершенствованный умывальник: с бачком под воду и емкостью под слив, спрятанной в тумбочку. С легкой руки Корнея Чуковского, мы его называем «мойдодыром».
В современной квартире рукомойник заменен его «внуком» — водопроводным краном.
Обязательный домашний спутник
Кто-то читал стихи Елены Благининой детям, и помнит их наизусть. Кто-то догадался «загуглить» строки в интернете. Короче говоря, вы абсолютно правильно поняли, что речь идет об УТЮГЕ…
Много веков люди во всех странах использовали для распрямления складок на одежде КАТАЛУХУ И РУБЕЛЬ (конечно, назывался прибор по-разному). Потом друг друга начали сменять духовые, спиртовые, газовые, электрические и электрические утюги с отпаривателями.
Во все века приспособления для глажения были прекрасным свадебным подарком. Всмотритесь в резьбу на нашем рубеле, прочитайте дарственную надпись!
Электрическим утюгом пользовались первые портные города Молотовска. В квартирах розеток не было, и электроприборы были характерны только для предприятий и артелей.
Еще один утюг – свидетельство научно-технического прогресса! Утюг предназначен для быстрого наведения стрелок на брюках. Он так и называется – стрелка!
Вместилище для природного консерванта
Деревянную солонку в виде фигурки бычка вы можете воочию увидеть в зале музея «Русский северный дом»
Соль всегда имела сакральное значение. Именно поэтому до наших дней сохранилась традиция иметь дома красивую солонку и желать дорогим людям «хлеб-соль».
В Древней Руси соль была одним из самых дорогих продуктов. Это объясняется тем, что в ту пору, когда не было холодильников, соль была единственным природным консервантом. В период натурального хозяйства соль была единственным необходимым продуктом, который крестьяне не могли произвести самостоятельно, и вынуждены были покупать.
Сокол из Дулёво
Переверните любой элемент чайного «дулевского» сервиза! На донце, скорее всего, красуется «соколик» — клеймо Дулевского фарфорового завода.
В 1958 году скульптура «Сокол» мастера Дулевского завода Сотникова стала обладателем медали «Гран при» на Всемирной выставке в Брюсселе. Вскоре «соколик» стал счастливым талисманом одного из старейших фарфоровых заводов в России.
…В 1832 году Терентий Кузнецов наладил в пустоши Дулево Владимирской области производство фарфора, продолжив тем самым дело отца, основателя династии, Якова Кузнецова. Фирменным стилем «дулевского» фарфора стали «агашки» — пурпурные розы с размытыми лепестками, которые работницы – чаще всего – Агафьи, наносили не кистью, а отпечатком пальца.
Помимо чайных сервизов, дулёвские мастера освоили выпуск фарфоровой скульптуры. Особо ценились фигурки героев русских народных сказок.