Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Война и дети

Материалы о деятельности образовательных учреждений г. Молотовска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.

В фондах Северодвинского музея хранится богатая подборка материалов о жизни города в годы войны. Документы, фотографии, вещевой и газетный фонды, архивные выписки позволяют создать объективную картину о жизни Молотовска в суровые военные годы.
Особую ценность представляют воспоминания жителей города. Эта выставка создана на основе воспоминаний Н.Н. Араковой и А.И. Любимовой- Шмыговой.

Н.Н. Аракова. 1946 г.

Надежда Николаевна Аракова (1900 – 1980-е гг.). В 1941 г. была командирована в Молотовск налаживать работу отдела образования. В 1942-1957 гг. возглавляла Гороно, а затем Дом пионеров г. Молотовска. После выхода на пенсию Надежда Николаевна уехала на родину, в Москву, увезя с собой несколько коробок газетных вырезок, стенограмм различных заседаний и фотографии, которые она делала для отчетов. В 1963 году, к 25-летию Северодвинска, начала систематизировать личный архив. За десять лет Н.Н. Аракова выслала в адрес редакции газеты «Северный рабочий» около 10 альбомов с документальными и хронологическими записями — полную энциклопедию жизни Молотовска с 1941 по 1957 год. В дальнейшем «архив Араковой» был передан в городской музей.

А.И. Любимова-Шмыгова. 1945 г.

Анна Ивановна Любимова-Шмыгова в 1941-1949 гг. была директором школы №1 г. Молотовска. После войны А.И. Любимова была удостоена высокого звания «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». Последние годы работала в Подмосковье. А.И. Любимова-Шмыгова оставила письменные воспоминания и фотографии о жизни школы № 1, учеников и учителей в годы войны. В 1970-е годы они были оформлены в альбом и переданы в городской музей.

Школы города

За пять лет со дня приезда первых строителей в городе выросло 7 школ. Школы строились быстро: школу № 5 на втором участке построили за 45 дней, кирпичную школу № 7 в 1940 году –  за 93 дня. Новое здание школы № 1 было заложено в начале 1941 года, а 1 сентября в нем начались занятия.

1 сентября 1941 года в городе работало 104 класса.

Война помешала образовательным планам. Сначала в кирпичных зданиях школ № 1 и 7 разместились госпитали, педагогов и учеников пришлось «расселять» по другим школам. Зимой 1943 года случилась беда: вышли из строя все тепловые сети, в школах лопнули батареи. Полностью вышли из строя школы № 5 и 3. Все городские школы некоторое время работали в три смены в двух школьных зданиях (№ 2 и №6). При этом занятия в третью смену оказались невозможны из-за перебоев в электроснабжении и выходом из строя всех лампочек.

Не было тетрадей, и к новому учебному году учителя и старшеклассники вручную сшивали листы в тысячи тетрадей, а затем линовали их по всем правилам… Не смотря на все создавшиеся трудности и лишения, учителя и учащиеся держались уверенно, достойно и бодро.

Дом пионеров

Дом пионеров Молотовска был открыт в апреле 1938 года в деревянном здании по ул. Республиканской, 33. Весной 1941 года был проведен капитальный ремонт здания, а открытие намечено на 21 июня 1941 года.

23 июня 1941 года здесь был открыт призывной пункт, отсюда отправлялись первые партии идущих на фронт, пионеры со сцены дома давали перед мобилизованными концерты художественной самодеятельности. Когда сборный пункт перевели в здание военкомата, в Доме пионеров снова начали собираться ребята.

Призыв «Все для фронта, все для победы» нашел отклик в сердцах детворы. Все первое военное лето, ежедневно, после утренней линейки у Дома пионеров, ребята разбивались на бригады и отправлялись на помощь взрослым.

Помощь фронту и семьям фронтовиков

Пионеры и школьники под руководством учителей помогали фронту. Школьники участвовали в сборе средств на строительство боевой техники, собирали бутылки для зажигательной смеси, пряли вату и вязали теплые вещи для бойцов. Все школы шествовали над госпиталями. Силами девочек за несколько месяцев 1942 года было починено 902 пары госпитального белья.

Не остались в стороне ребята и от решения городских проблем. Старшеклассники работали на заготовке дров для котельных и расчистке железнодорожных путей.

В летние каникулы дружно готовили припасы для школьных столовых: в декаду надо было заготовить 90 кг. грибов, и два ведра ягод.
Девочки старших классов помогали собирать в школу детей фронтовиков: шили школьные сумки, провожали малышей в школу. Дружно заботились об эвакуированных, собирали хвою для витаминного цеха, кололи дрова для печек-времянок…

Военное дело

С первых дней войны по всей стране особое внимание уделялось военному обучению школьников – фронтового резерва. Школьники готовились в любую минуту выступить с оружием в руках на защиту Родины. Повсеместно вводилась военная подготовка. Ребята сдавали нормы ПВХО и ГТО, куда входили зачеты по метанию гранаты из положения «стоя» и «лежа», ползанию по-пластунски, бегу по пересеченной местности и т.п. Все учащиеся изучали противохимическую защиту.

Спорт

В самые тяжелые дни войны не прекращались спортивные тренировки. В весенне-летнее время проводились молодежные кроссы, зимой – лыжные гонки. В городских соревнованиях участвовали школьники с 5 класса. Для учеников младших классов проводились спортивные состязания в школах. Победители городских соревнований участвовали в областной школьной спартакиаде в Архангельске.

Огородничество

Весной 1943 года, чтобы улучшить школьное питание, на окраине города был организован общешкольный огород. К делу подошли с научным подходом: биологи сняли анализ почвы. Каждая школа и класс обзавелись своей грядкой под картофель. Садили огород с мечтой о школьном завтраке.

В августе огород начали охранять от воров. Ребята с деревянными ружьями не уходили домой даже во время бомбежек, дежурили все ночи, охраняя грядки.

В новом учебном году в школьных буфетах стали давать завтраки из свежего картофеля, выращенного своими силами. С той поры в каждой Молотовской школе ребята начали содержать сад и огород.

Работа кружков

В годы войны огромное внимание уделялось организации внеурочной жизни детей. В школах и при Доме пионеров работали десятки бесплатных кружков. Сообщения о работе кружков и достижениях кружковцев публиковались в городской газете, регулярно проводились выставки.

Некоторые кружки распадались: руководители уходили на фронт. Так в 1941 году в городе перестал действовать фотокружок.

Особой популярностью пользовались кружки, прививающие полезные в быту навыки: швейный и плотницкий. Всеми любимы были кружки юных натуралистов – юннатов – в каждой школе был живой уголок.

Культурная жизнь

В самые тяжелые военные годы школьная культурная жизнь не затихала.

К революционным праздникам 7 ноября и 1 мая проводились обязательные утренники с песнями, декламацией стихов и театральными постановками. Песни пели, как правило, под баян. Торжественные заседания предварялись выступлением духового оркестра.
Детских песен не хватало, и школьники исполняли песни советских композиторов.

Регулярные концерты и спектакли устраивались в госпиталях, в подшефных колхозах, в домоуправлениях.
О детских праздниках часто писала городская газета «Сталинец».

Пионерские лагеря

Летом 1942 года в силу особо тяжелых условий прифронтовых городов Архангельска и Молотовка, было решено вывезти детей на летний отдых в районы Архангельской области. В пионерские лагеря в деревнях по Северной Двине отправились более 1000 школьников с учителями. Большую часть платы за путевку в лагерь оплачивал завком завода или стройки, отдел собеса молотовского горисполкома.

Главное занятие школьников в лагере – помощь колхозникам на сенокосе и прополке: пионеры получали трудодни, которые шли на оплату еды . Вторую половину дня дети заготавливали впрок ягоды и грибы для школьных завтраков, щавель для городских столовых, веники для подсобного хозяйства. В свободное время дети занимались спортом, готовили концерты. В город школьники вернулись на осенних каникулах, к началу 2 четверти.

Детские сады

До войны в Молотовске было 4 детских сада на 250 человек. Когда мужчины ушли на фронт, а их рабочие места заняли женщины, появилась резкая необходимость устройства детей дошкольного возраста. В ноябре 1942 года в городе было уже 7 детских садов на 970 мест. Сады обслуживали детей фронтовиков и работающих матерей.

Летом 1942 года 1150 дошкольников вывезли в районы Архангельской области на отдых. Детей разместили в крестьянских домах. Для сна собрали походные кроватки или сколотили нары. Воспитатели поддерживали чистоту и порядок, не допустили заболеваний у детей, обеспечили регулярную смену белья, мытье детей в бане и стрижку волос.

Осенью, когда встала необходимость в теплой одежде, заведующие садов через райторготделы обеспечили детсадовцев обувью и чулками. В последние дни октября 1942 г., накануне ледостава, последними рейсами пароходов детей вывезли в город. Из дальних лагерей до больших пароходных пристаней детей везли через реку на лодках.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.