Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Северодвинск глазами художников

В фондах Северодвинского музея хранится коллекция живописи. Особую краеведческую значимость коллекции придают произведения северодвинских художников.
В 1950 году Архангельская организация Союза художников открыла филиал художественно-производственных мастерских в городе Молотовске.
В 1960 году в Северодвинске появилась народная изостудия. С той поры у северодвинских художников появилась возможность заниматься творческими поисками и экспериментами, искать свой почерк и вырабатывать стиль.

Северодвинские художники писали картины, пейзажи строящегося на болоте города, рисовали портреты первых строителей, пытались постичь и донести до зрителей неповторимую красоту северного края.

В разные годы в музее работали выставки северодвинских художников. На них экспонировались картины как из собрания музея, так и из частных коллекций.

Предлагаем вашему вниманию выставку «Северодвинск глазами художников» в виртуальном формате.
Приятного просмотра!

Акишин Е.М.

Акишин Евгений Михайлович (3.09.1931-20.06.2017). Живописец, театральный художник. После окончания МГХИ им. Сурикова, в 1953-1954 годах был штатным художником Молотовского городского театра. Впоследствии долгие годы преподавал в Московском театрально-художественном училище памяти 1905 года.

Жолобов Г.И.

Жолобов Геннадий Иванович (12.08.1932 — 29.04.1990). После окончания Ярославского художественно-педагогического училища, с 1957 года жил в Северодвинске, работал в Северодвинских художественно-производственных мастерских (филиале Архангельского отделения художественного фонда РСФСР). Картины художника созданы в традиции русской реалистической школы в жанре натюрморта и пейзажа.

Коршунов С.И.

Коршунов Сергей Иванович (род. 19.041957 г.) Профессиональное образование получил в Народной изостудии Дворца культуры им. Ленинского комсомола. Работал художником в цехе № 16 и отделе главного архитектора Севмашпредприятия. Главным приложением творческих сил художника стала пейзажная живопись.

Садомовский Г.П.

Садомовский Геннадий Петрович (род. 31.01.1949 г.) После окончания Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной по специальности «художник по проектированию интерьера», с 1980 г. жил в Северодвинске, работал в художественно-промышленных мастерских. Член Союза художников России. Автор музейных экспозиций в Северодвинском музее и многих музеях страны. Пейзажи Г.П. Садомовского наполнены светом и лиричностью.

Ломков Ю.А.

Ломков Юрий Александрович (род. 21.04.1951 г.) После окончания Ярославского художественного училища, с 1971 г, проживает в г. Северодвинске. Преподавал в Детской художественной школе № 2, работал в комбинате торговой рекламы, в Северодвинских художественно-промышленных мастерских. Основная тема произведений — Север России, Белое море, памятники архитектуры древнерусского зодчества и люди, живущие в этом удивительном крае.

Голубцов А.М.

Голубцов Алексей Михайлович (10.08.1924 – 2003). С 1937 года проживал в г. (Молотовске) Северодвинске. В 1952 году окончил Ярославское художественное училище. В 1964-1979 годах руководил народной изостудией при Дворце культуры им. Ленинского комсомола. Работал в области портрета, пейзажа, натюрморта, жанровой картины. Пейзажи А.М. Голубцова наполнены особой энергетикой силы природы.

Завойкин Ю.П.

Завойкин Юрий Петрович (31.07.1932-1992 ). После окончания Ярославского художественного училища, с 1953 г. проживал в г. Молотовске (Северодвинске), работал в художественно-производственных мастерских, с 1973 по 1992 г. возглавлял ДХШ №2 г. Северодвинска.

Табачник Ю.М.

Табачник Юрий Михайлович (род. в 1954 г.). Окончил северодвинскую среднюю школу и ЛГПИ им. Герцена (художественно-графический факультет). С 1976 по 1996 год работал преподавателем, а затем завучем в ДХШ № 2 г. Северодвинска. В настоящее время проживает в Израиле.

Мазгутов А.Г.

Мазгутов Анатолий Гамильянович (род. в 1949 г.) в Северодвинске. Занимался в изостудии с 1968 года. Работал слесарем на северодвинском предприятии «Севдормаш».

Филиппов И.И.

Филиппов Игорь Игоревич (род. 24.06.1961 г.). После окончания графического ф-та Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена, с 1991 г. руководил Народной изостудией ДК им. Ленкома в г. Северодвинске. В своем творчестве Филиппов И.И. — осваивает религиозно-мифологические сюжеты средствами современной живописи.

Малетин А.А.

Малетин Александр Адиевич (13.09.1950-2004). Родился в г. Северодвинске. После окончания художественно-графического факультета Костромского педагогического института, работал в Северодвинских художественно-производственных мастерских. Работы художника созданы в традиции русской реалистической школы. Главной темой в творческих поисках стала тема северной деревни — река Мезень, ее природа и люди, работающие на ней.

Османов Ю.Т.

Османов Юрий Трофимович (род. 01.03.1937 г.) . С 1964 года живет и работает в Северодвинске. Выпускник Московского полиграфического института. Художник работает в техниках рисунка, акварели, темперы, пастели, цветного карандаша.

Королев А.И.

Королев Анатолий Иванович (род. 1935 г.) После окончания Ярославского художественного училища, работал в Северодвинских художественно-производственных мастерских. Работает в области станковой живописи и графики. Тематика произведений: природа и люди Севера.

Таргонская Н.В., Таргонский В.Ф.

Творческий дуэт «ВиНТ»: Таргонский Валерий Филиппович ( 21.01.1940-22.11.2003). После окончания в 1965 г. Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, работал начальником бюро технической эстетики Севмашпредприятия. В 1968-1970-е гг. – главный художник г. Архангельска.
Таргонская Нелли Владимировна (1941-1984).
Графика Таргонских имеет документально-художественную ценность . Она отразила особенные черты Архангельска “эпохи 70-х”, выполнена в “суровом стиле” искусства тех лет.

Юранова Е.И.

Юранова Елена Ивановна (род. 23.07.1958 г.), Северодвинск. Окончила Ярославское художественное училище, работала в Северодвинских художественно-промышленных мастерских (ныне МУК Культурный Центр Северодвинских Художников). Главная тема творчества – Север, его природа, деревни, Беломорье, город Северодвинск.

Юранов В.А.

Юранов Владимир Александрович (14.06.1954 – 19.11.2008). Окончил Ярославское художественное училище, работал в Северодвинских художественно-промышленных мастерских. Работал в области станковой графики и живописи. Тематика произведений автора — Север, его природа, деревни, Беломорье.

Юранов В.А., Юранова Е.И.

Юранов Владимир Александрович (14.06.1954 – 19.11.2008), Юранова Елена Ивановна (род. 23.07.1958 г.). После окончания Ярославского художественного училища, супруги работали в Северодвинских художественно-промышленных мастерских.

Мухин А.Р.

Мухин Александр Родионович (05.09.1937- 05.2012). С 1960 г. занимался в Народной изостудии ДК им. Ленинского комсомола Северодвинска. Работал слесарем – монтажником. Автор многих линогравюр, носящих документальный характер.

Дементьев В.Н.

Дементьев Вадим Николаевич (11.11.1932 — 16.08.1993), получил студийное образование. С 1969 г. работал в Северодвинских художественно-производственных мастерских. Главная тематика произведений – Север, Северодвинск и его окрестности.

Яковлев Н.С.

Яковлев Николай Семенович (19.12.1926 — 04.09.1987), ветеран Севмашпредприятия, зам. начальника отдела капитального строительства (ОКСа) Севмашпредприятия, архитектор и самодеятельный художник. Важной частью творческого наследия автора являются его акварели с видами Молотовска-Северодвинска.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.