Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Дети, в школу собирайтесь

Дети, в школу собирайтесь…

Скоро в школу мы пойдем, что с собою мы возьмем?

Вот незаметно пролетело веселое и беззаботное лето. Наступает учебный год. Все школьники отдохнули и готовы с новыми силами приступить к учебе. Уже собраны школьные принадлежности: закуплены тетради и дневники, в пеналы упакованы ручки, карандаши, линейки и циркули. Сейчас эти предметы привычно ассоциируются со школьной жизнью. Но так было не всегда. В нашем музее хранится много интересных предметов, с помощью которых сначала учились, а затем, всю дальнейшую жизнь использовали для измерения, счета и письма.
Сразу предупреждаем: экспонаты нашего виртуального тура относятся к разным десятилетиям, и даже векам, они не могли оказаться в одном портфеле, но как музейные экспонаты, они способны рассказать о многом.

Письменные приборы.

Начнем рассказ с письменных принадлежностей. Письменный прибор раньше занимал центральное место на письменном столе. Чернильным или письменным прибором называют настольный набор письменных принадлежностей, оформленный в одном стиле из одинаковых материалов, обязательными элементами которого являлись плита-подставка и чернильница.
В ХIX веке, помимо одного или двух флаконов чернильниц в чернильный набор могли входить: пресс-бювар или пресс-папье (для промокания чернил), бокал для ручек и карандашей, бокал для перочистки, пепельница, спичечница, скрепница. В набор могло входить до 9 предметов.
К сожалению, до наших дней от старинных письменных приборов сохранились далеко не все детали.

Чернильницы.

Если чернильный прибор из многих предметов был атрибутом состоявшегося и состоятельного человека, то обычные люди, начиная со школьных лет, довольствовались чернильницами. Однако, при выборе чернильницы тоже можно было проявить оригинальность.

Ручки перьевые и шариковые.

Долгое время люди писали птичьими, в том числе, гусиными перьями. Со временем, вместо гусиных перьев, люди стали использовать стальные насадки к ручкам. Эти металлические, разнообразные пластинки по-прежнему называли «перьями».
В конце XIX века получило распространение «вечное перо» — чернильная авторучка с резервуаром для чернил. В СССР их массовый выпуск был налажен в начале 1950-х годов. В 1960-е годы школьники перешли с перьевых на авторучки. Вскоре на смену чернильным ручкам постепенно пришли более удобные, шариковые ручки. В СССР их стали выпускать с 1965 года. В 1969 году в школах был отменен предмет «чистописание». В 1970-е годы школьникам разрешили пользоваться на уроках шариковыми ручками…
Перьевые ручки выпускаются и сегодня. Часто в продажу они поступают в комплекте с золотыми перьями. Приобретают их чаще всего в качестве дорогого подарка.

Счетные принадлежности.

Конечно, основная задача ученика на уроках арифметики – освоить метод подсчета «столбиком». Без умения совершать «вручную» основные арифметические вычисления, знания о точных науках не будут прочными и фундаментальными. В лучших ВУЗах на первом курсе по-прежнему запрещают пользоваться калькулятором. Все подсчеты совершаются вручную, чтобы преподаватель мог видеть ход мысли студента. Хорошо освоив операции с математическими действиями, для ускорения процесса, можно применять счетные принадлежности. Сначала использовали механические приборы, затем появились электронные. В музее хранится несколько приборов, облегчающих счет. Давайте, рассмотрим их!

Аршином общим не измерить…

Измерительные инструменты необходимы школьнику на многих уроках. Математика, физика, геометрия, черчение, труд, биология – ни на одном из этих предметов не обойтись без линейки и циркуля. Сегодня главным, а у нерадивых учеников, единственным измерительным инструментом является школьная линейка. Но мало кто знает, что линейка – «правнучка» старинного деревянного аршина, а циркуль – потомок старинной «черты». В наших фондах хранятся интересные измерительные инструменты разных эпох. Давайте, познакомимся с некоторыми из них.

Очень разные тетради.

Тетрадь «в клеточку», тетрадь «в линеечку», тетрадь «в косую узкую полоску» — непременный атрибут школьной жизни. Фабричные тетради были в свободной продаже не всегда. В 1930-е годы в СССР был затяжной бумажный кризис: не хватало даже самодельных тетрадей, сшитых из оберточной бумаги и разлинованных вручную. Школьники нашего города, под руководством учителя биологии школы № 1 Елены Евграфовны Сергеевой сначала сшили 16 ½ тысяч тетрадей для всех школьников города, а затем добросовестно, аккуратно, по всем требованиям программы, разлиновали эти тетради.
В фондах нашего музея хранится интересная «альтернатива» бумажным тетрадям.

Пеналы, планшетки, портфели.

Письменные и школьные принадлежности школьника хранятся, как правило, в пенале. А пенал складывают в рюкзак, портфель или ранец. Среди разнообразнейшего арсенала «мест для хранения и переноски» школьных атрибутов мы выбрали несколько самых интересных.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.