Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Как педагоги в бирюльки играли

Представители 12 образовательных учреждений Северодвинска стали участниками летней музейной школы и большого путешествия по музеям Архангельской области.

– Мы сейчас находимся в уникальном месте, именно здесь находится Великий континентальный водораздел двух океанов – Северного Ледовитого и Атлантического… – рассказывает гостям из Северодвинска специалист по туризму Кенозерского национального парка Светлана Малиновская.

Этот разговор происходит на полоске земли – озовой гряде, расположенной между озёрами Масельгское и Вильно, воды которых через систему рек и озёр попадают в разные океаны.

В Кенозерском нацпарке точно знают, как и чем можно удивить и заинтересовать туристов. Именно поэтому сюда и приехали представители образовательных учреждений Северодвинска – участники проекта «Летняя музейная школа «Музейный цех». Этот проект реализуется центром социальных инноваций «Открытая идея» и Северодвинским городским краеведческим музеем при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.

Педагоги и музейщики приехали в национальный парк, чтобы исследовать организацию работы экологических маршрутов и музейных пространств. Участники проекта перенимали опыт, как и чем можно привлечь посетителей в музеи, какие существуют интересные формы работы и какие эффективные приёмы можно использовать при подготовке выставок.

Путешествие по музеям Поморья – это уже второй этап проекта «Летняя музейная школа» (на первом были теоретические занятия в городском краеведческом музее). В течение семи дней участники проекта старались узнать как можно больше практических секретов музейщиков, ведь в этом году каждому из них предстоит создать или обновить музей в своём детском саду, школе или техникуме.

Маршрут для участников летней музейной школы был составлен так, чтобы педагоги увидели успешный опыт работы больших и маленьких музеев. Путешественникам было чему поучиться как у одних, так и у других.

– Это путешествие по Архангельской области задумывалось для того, чтобы посмотреть, как делают музеи в разных городах, небольших посёлках. Участники проекта работают в небольших учреждениях, музейное дело не является их основной деятельностью, поэтому мы заглядывали как в крупные музеи, которые могут похвастаться своими коллекциями, экспозициями, так и в небольшие музеи по дороге. Мне кажется, что получилось очень удачное сочетание государственных и негосударственных музеев, которое позволяет посмотреть музейное дело Архангельской области, получить информацию для себя и наладить связи, – поясняет один из кураторов проекта «Летняя музейная школа «Музейный цех», начальник отдела экспозиционно-просветительской работы Северодвинского городского краеведческого музея Анастасия Цветкова.

В визит-центре Каргопольского сектора национального парка гости увидели, как можно использовать природные материалы в оформлении экспозиции, и в то же время оценили  использование современного освещения и инфографики на выставках.

Экотропы – отдельная история Кенозерья: все они с удобными дорожками, арт-объектами и информационными стендами. Здесь же, в Кенозерье, у посетителей есть возможность буквально окунуться в историю, отправившись в плавание на вёсельных лодках по системе озёр к памятнику гидротехники XIX века. Водяную мельницу на Левусозере усилиями кенозерских энтузиастов смогли восстановить в 2006 году. И сейчас туристы могут своими глазами увидеть работу всех механизмов мельницы.

Проложены в национальном парке туристические маршруты и к сохранившимся архитектурным памятникам. Причём интересные истории о них туристам рассказывают не только сотрудники нацпарка, но и местные жители, которые очень любят свой край. Так, Василий Александрович Попов – специалист по многокилометровым природным маршрутам, а его сестра Надежда Александровна Антуфьева – полноправная хозяйка в архитектурном парке «Бирюльки», где в одном месте в масштабе один к двум построены деревянные дома, бани, амбары, овины, часовни… Заглянув в окна этих мини-изб, можно увидеть, как был устроен быт кенозерских крестьян. Ну а подробности гостям с готовностью рассказывают юные экскурсоводы, подготовкой которых занимается национальный парк. Это ещё один момент, который взяли на заметку участники летней музейной школы.

В Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее северодвинские педагоги  смогли увидеть две новые выставки. Одна из них – строгая и академичная «Дороги Романовых» – была подготовлена сотрудником музея на основе многолетних исследований при помощи художника из Петербурга и московского журналиста.  В комплексе с выставкой были организованы мастер-классы, а также экскурсия по городскому маршруту.

Ну а выставка «В отражении Тихманьги» родилась на основе коллекции текстиля, который находился в фондах музея, концепцию же подсказали дневниковые записи владелицы тех самых сарафанов. На их основе местной художницей были созданы комиксы, которые зримо представляют историю жизни простой девушки в форме, интересной и детям, и, как оказалось, взрослым.

Конечно же, северодвинские путешественники не смогли обойти своим вниманием церкви Каргополя. Здесь в одном месте можно увидеть сразу несколько комплектов знаменитых небес, которые когда-то украшали купола разных соборов этого района.

Ещё одной точкой на маршруте музейщиков стало село Конёво. В небольшом школьном музее участники проекта смогли узнать очень много профессиональных секретов. Здесь могут рассказать о том, что происходило в Конёвской школе с 1882 года. Историю школы и села помогает сохранять Валентина Ивановна Сидорова, которая руководит школьным музеем уже больше 40 лет. За эти годы Валентина Ивановна подготовила не одно поколение помощников – юных экскурсоводов, которые провели для участников проекта четыре экскурсии.

По дороге из Кенозерья в сторону Архангельска ученики летней музейной школы заглянули в частный музей в селе Лядины. А в городе Мирном музейщики познакомились с работой ведомственного музея, где с гордостью рассказывают о достижениях космодрома и тех людях, которые создавали его славную историю.

Настоящим открытием для участников проекта стал музей белого мишки в архангельском детском саду «Сиверко». Здесь увлечённые своим делом педагоги на грантовые средства создали удивительный музей, где можно узнать очень много интересных фактов о природе Арктики, её исследованиях и исследователях.

А ещё были замечательные экскурсии в музеи Уймы и Катунино, поездка в село Ломоносово, где участники проекта не только познакомились с экспозицией музея, но и приняли участие в мастер-классе в косторезной мастерской.

Путешествие получилось очень интересным, насыщенным и полезным для дальнейшей работы учеников этой необычной летней школы над их новыми или обновлёнными музеями. Ну а ещё один плюс этой поездки – новые знакомства (сколько километров прошагали бок о бок!), которые теперь вполне могут стать основой для новых интересных совместных проектов.

Педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея (школа № 21) Анастасия Гаревских:

– Поездка дала возможность посмотреть различные методики работы в музеях. Мы посмотрели, как реализуется интерактивность в работе, как оформлены музеи, насколько богаты музеи, несмотря на то что не являются государственными, как простые жители хранят историю своего края, как привлекают к этому детей… Это было очень интересно, познавательно.

Педагог-организатор ДЮЦ Наталья Коняева:

– Вообще вся поездка была очень интересной. И остановки были полезны, в каждом музее мы что-то для себя взяли на заметку. Особенно, конечно, интересно было узнать новые интерактивные формы работы, способы оформления материала, например интерактивные стенды, какие-то игры… Даже экотропы были нам полезны, хоть мы и школьные музеи и находимся в помещениях, но можно придумать какие-то новые формы работы. А посещение Каргопольского музея дало нам профессиональный опыт. Было интересно, как пронумерованы предметы, как они выставлены по всем правилам, какое музейное оборудование используется, как это оборудование можно использовать в работе с детьми. Это тоже очень важно и можно взять на заметку. Ну а посещение школьного музея поразило работой школьников, работой экскурсоводов юных – нам показали, как они встречают настоящих туристов, как рассказывают, показывают, проводят свои экскурсии.

lk4oru5mzua vl0iqswdclm

fhbitcmmrco n36f3unzzhy

uf2mbxellj8 sct5ornfjpo jkgj7b_b9z0

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.