Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Стадион “Энергия”

Улица Торцева – малошумная, зеленая улица Северодвинска. Она была застроена одной из первых. В 1937 году улица называлась «Северная» из-за ее местоположения на карте поселка (затем – города). Улица протянулась с востока на запад на 2,5 километра. Начало свое улица берет около железнодорожных путей, а заканчивается «военным городком» Беломорской военно-морской базы, благодаря чему в 1963 году она к 30-летию Северного флота была переименована и стала носить имя моряка, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Александра Григорьевича Торцева.

За высокой оградой на этой улице располагается старейший стадион города. Его открытие состоялось 2 июля 1944 года. Решение о строительстве было принято в годы Великой Отечественной войны, когда спортсмены города обратились к директору судостроительного завода № 402 Сергею Александровичу Боголюбову с просьбой о возведении стадиона. Все работы выполнялись рабочими завода при помощи добровольцев –спортсменов-любителей.

К открытию стадиона директор завода приготовил особый подарок: буквально за несколько дней до этого футбольное поле, ранее засыпанное песком и торфом, зазеленело. Сергей Александрович Боголюбов договорился с американской дипмиссией и получил семена для засевания на поле. А в день открытия – 2 июля – наши союзники, американские матросы пригласили всех горожан на пробную игру в бейсбол. Они были готовы показать правила игры для всех желающих. В годы Великой Отечественной войны наш город принимал суда северных конвоев. В основном крупнотоннажные суда приходили разгружать в Молотовск (ныне Северодвинск). А экипажи американский и английский транспортов оставались в городе иногда даже на несколько месяцев.

Сейчас стадион находится в ведении электромонтажного предприятия «Арктика» и называется «Энергия». Здесь располагается футбольное поле, зимой заливают каток и проводятся массовые катания. Оборудованы спортивные сооружения физкультурно-оздоровительного комплекса.

По другую сторону улицы расположен Городской парк культуры и отдыха.

А на этом перекрестке выделяется здание с крупными буквами «Спецстрой России». С конца 1930-х годов в этом здании располагалось управление строительства № 203 (впоследствии УС-19 Спецстроя)  – единственной организацией, строящий город и завод на протяжении многих десятилетий.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.