Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Привокзальная площадь

Знакомство с Северодвинском начинается с привокзальной площади, которая была построена в начале 1970-х годов в районе железнодорожных путей и вокзала. 

Открытие площади состоялось 5 августа 1973 года и было приурочено к празднованию Всесоюзного Дня железнодорожника. В августе того же года строители ввели в строй новое здание вокзала, железнодорожные пути и перрон, которые служат своему назначению до сегодняшнего дня.

В 1980-е годы привокзальная площадь была благоустроена. Разработкой проекта занималась Е.Р. Кровякова – член Союза архитекторов СССР. В центре площади в 1988 году к 50-летию города был установлен фонтан. По замыслу его авторов, А.М. Копылова и А.С. Мартынова, силуэт фонтана должен был напоминать тающий ледник, а чайки, парящие над его центральной частью, символизировать морской город. Чаша фонтана и центральный декоративный элемент были отделаны мозаикой из смальты. Вокруг фонтана была организована территория для отдыха.

Эта площадь была создана только в 1970-е годы, но само место ее расположения имело большое значениев истории города. Летом 1936 года первые строители прибыли в Никольское устье для возведения нового судостроительного завода и рабочего поселка. Связь с соседними населенными пунктами осуществлялась только речным путем. К ледоставу необходимо было построить постоянную дорогу для обеспечения связи с Архангельском уже не по воде. В августе – ноябре 1936 года велось строительство первой железной дороги, которая связала поселок в Никольском устье (будущий Северодвинск) со станцией «Исакогорка». Первые составы были грузовыми, так как по этой ветке осуществлялась поставка всех строительных материалов. В 1938 году началось и пассажирское сообщение, было построено первое деревянное здание железнодорожного вокзала.

В годы Великой Отечественной войны железная дорога и станция «Молотовск» выполняли большую работу по перевозке грузов для города, и для судостроительного завода № 402. По железной дороге с осени 1944 по 1945 годы шли составы с грузами военного назначения, поставляемыми морским путем странами-участницами антигитлеровской коалиции. 1 сентября 1991 года на здании железнодорожного вокзала была установлена памятная доска, посвященная этим событиям, во время мероприятий, приуроченных к 50-летию начала Северных конвоев и прихода первых судов союзников. В этих мероприятиях впервые участвовали советские, английские и американские ветераны.

В послевоенный период железная дорога оставалась единственным путем сообщения вплоть до конца 1960-х годов. В 1968 году была пущена в строй автомобильная трасса между Северодвинском и Архангельском: с площади, расположенной около железнодорожного вокзала, пошел первый рейсовый междугородний автобус.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.