Эхо войны
1945 год, только закончилась война, потери среди гражданского населения и военных в эти годы были велики. Увеличилось и число детей, оставшихся без родителей, беспризорников стало больше. Буквально через месяц после войны для решения этого острого социального вопроса администрация г. Молотовска (Северодвинска) приняла решение об открытие детского дома на 100 человек, здание было выделено на 2 участке.
Из воспоминаний одного из первых воспитанников детского дома Бориса Патракова: «До середины 1947 года ребята практически были представлены самим себе. Правда, школу почти все мы кое-как посещали. Все остальное время посвящалось изобретению способов добывания еды и практическому использованию этих приемов и способов. Мне ужасно не хотелось бы всех работавших в то время взрослых сотрудников детского дома обвинять в не совсем благовидных действиях, но случаев посягательств на наш и без того скудный паек было достаточно. Время от времени в детском доме пропадали простыни, наволочки или что-то из верхней одежды воспитанников. Кое-кто из жителей второго участка и особенно Нахаловки охотно брали эти вещи в обмен на хлеб или картошку, так как промтоваров в магазинах тоже не было. Воспитанники между собой играли в шашки, домино, карты. Причем играли, как правило, на «хлеб», на «полхлеб», на «суп» или на «гущу от супа». Проигравшие беспрекословно отдавали более удачливым все, что полагалось. Теперь мне кажется, что мы только тем и занимались, что играли, иногда дрались».
Новая жизнь детского дома началась с приходом нового директора, Михеевой Елены Яковлевны, сторонницы педагогической системы А. Макаренко. Для сплочения детского коллектива и развития самостоятельности из воспитанников был создан Детский совет – орган самоуправления. В состав Детского совета чаще всего входили старшие ребята, обладающие уважением в коллективе. В совете работало несколько комиссий, они занимались главными мероприятиями в жизни детского дома. Хозяйственная комиссия помогала взрослым и организовывала участие ребят в ремонте и уборке дома. За несколько лет было отремонтировано здание, побелены и покрашены потолки и стены в жилых комнатах. Все комнаты и помещения дома были обустроены, девочки сами вязали салфеточки, шили скатерти и покрывала. И вокруг детского дома все изменилось. На месте болота был разбит палисадник. Клумбы с множеством цветов стали украшением всего 2-го участка. Во дворе были устроены для ребят турники, скамейки, качель. В центре высился флагшток, в утренние часы на торжественной линейке поднимали флаг.
Воспитанники в детском доме были разновозрастные. Основной задачей была хорошая учеба. Учебно-трудовая комиссия ежедневно отслеживала оценки учащихся. Все ребята ходили в школу №5, которая располагалась недалеко от детского дома, здесь же на втором участке.
В 1947 году в детском доме появляется первый музыкальный инструмент, с того момента заработали кружки. Ребята стали учить песни, танцевальные номера, выступали с концертами и перед школой, перед жильцами 2-го участка, участвовали в городских мероприятиях. Разносторонние таланты ребят проявились и в подготовке концертов, и в оформлении афиш мероприятий, различных стенгазет. За это направление отвечала культурно-массовая комиссия.
Многие воспитанники детского дома закончили высшие и специальные учреждения страны, стали инженерами, рабочими, военными, но не забывали свой дом – писали письма и приезжали в г. Молотовск (Северодвинск). А в фондах музея хранится большая коллекция документов, фотографий и предметов первого Молотовского детского дома.