Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Штамп с пропиской

В 21 веке Северодвинск – территория с регалментированным въездом иностранных граждан. До этого двадцать лет – с 1972 по 1991 г. – Северодвинск был закрыт и для жителей страны. Автобусный билет из Архангельска в Северодвинск можно было приобрести, только предъявив  паспорт со штампом «ЗП» – «зона пограничная». Такие штампы на страничке «Особые отметки» стояли в паспортах всех северодвинцев.

На въезде в город, в районе «пятого километра»,  стоял контрольно-пропускной пункт.  Перед шлагбаумом останавливались все автомобили. Пограничники проверяли наличие штампа или пропуск. Если приезжающий не имел с собой паспорта, или, по незнанию, планировал въехать в город на автобусе без пропуска, его безжалостно высаживали и отправляли попутным транспортом в сторону Архангельска.  

Чтобы приехать в Северодвинск в гости, надо было оформить приглашение-пропуск. Приглашающий житель Северодвинска высылал приглашение по почте. На основании этого документа в  местном отделении милиции будущие гости оформляли специальное именное приглашение на официальном бланке. Такие приглашения выдавались даже на детей. 

При всей строгости проверки был способ проникнуть в город, избежав КПП и предъявления паспорта. Для этого пользовались железнодорожным транспортом. Купив билет от станции Исакогорка до ближайшей к Северодвинску станции Рикасиха, можно было проехать в город без разрешающих документов. Не было контроля и на проселочных дорогах. 

Уровни «закрытости» городов СССР были разные. Города – центры атомной промышленности, например Арзамас-16, Челябинск-65 имели условные названия, у жителей в паспортах значилась московская прописка. Эти города по периметру были обнесены колючей проволокой, но для жителей были созданы все условия для комфортной жизни. Базы атомного подводного флота ВМФ СССР на Северном и Тихоокеанском флотах тоже были «закрытыми», но сохраняли свои настоящие названия. Все эти города остаются закрытыми и сегодня. 

Пропускной режим на въезде в Северодвинск был отменён в 1991 году. Тогда же «закрытыми» перестали быть Севастополь, Астрахань, Горький и другие города, имеющие предприятия, связанные с оборонной промышленностью и  ВМФ СССР.  

В наши дни Северодвинск остается территорией с регламентированным посещением для  жителей иностранных государств. Пропускной режим остается на железнодорожном и автомобильном въезде в село Нёнокса, административно принадлежащем к Северодвинску.  В Нёноксе располагается Центральный военно-морской испытательный полигон, поэтому въезд посторонних граждан без разрешения в старинное село запрещён.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.