Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Столичные блага в посёлке на болоте

– А у нас в квартире газ! А у вас?

– А у нас водопровод! Вот!…

– А у нас огонь погас. Это раз! Грузовик привез дрова. Это два! 

Эти строки стихотворения С.Михалкова, написанные в 1935 году, раскрывают маленькие бытовые новости, обсуждаемые московской ребятней. А ведь и в строящемся посёлке Судострой (а затем городе Молотовске), как и в Москве, можно было похвастаться центральным отоплением, водопроводом, электричеством. В сетке первых городских кварталов были не только жилые дома, но и здания, сооружения, обеспечивающие благоустроенный быт в этих домах. К таким объектам относились районные котельные, трансформаторные киоски, водоразборные колонки. Все они обеспечивали жильцов кварталов теплом, электричеством и водой. 

Если присмотреться к фотографиям довоенного Молотовска, то почти на всех панорамных снимках можно увидеть трубы районных котельных, которые были высотными точками довоенного города и заметно возвышались над одно-, двухэтажными домами. 

В городе насчитывалось несколько котельных. Они топились дровами. И на старых фотографиях около зданий видны целые штабеля дров. Колка дров проходила здесь же на прилегающей территории. Интересно, что среди первых элементов автоматизации производства на строительстве в конце 1930-х годов были применены приспособления для распиловки и колки дров.  

Нагретая вода по трубам поступала в жилые дома. Вначале трубы шли по земле вдоль всех кварталов. Для того чтобы уменьшить теплопотери, трубы закрывали специальными деревянными коробами с утеплением – теплофикационными коробами. Холодной зимой 1942-1943 года многие городские котельные встали из-за нехватки дров, центральная система отопления оказалась размороженной. Для решения вопроса обогрева домов в срочном порядке на судостроительном заводе № 402 наладили выпуск металлических печей – времянок. А в последующие годы, чтобы такая ситуация не повторилась, горожан в составе трудовых групп отправляли на заготовку дров. 

Котельные были также на всех крупных предприятиях довоенного Молотовска. Интересный факт, в конце 1930-х годов котельная судостроительного завода № 402 выполняла функции часов. Общезаводские гудки подавались в определенное время и оповещали работников завода о начале и окончании рабочего дня. В городской газете «Сталинец Судостроя» за 1937 году мы можем прочитать жалобу на кочегаров, которые подают гудки в неправильное время.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.