Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Фляжки от судостроителей

Среди ценителей фляжек со всей страны, да и просто грибников и охотников, особо почитается изделие под шутливым названием «Просянкин на охоте». Фляжка давно стала визитной карточкой «Севмаша», прославив город едва ли не наравне с основной продукцией.

В семидесятые годы прошлого века, чтобы насытить рынок необходимыми в жизни вещами, правительством было принято постановление об участии всех промышленных предприятий страны в изготовлении товаров народного потребления (ТНП). Полученный от министерства план в рублях по выпуску ТНП был разверстан по цехам Севмашпредприятия. Право решить, что именно выпускать, было предоставлено руководству цехов.

В девятом (трубозаготовительном) цехе предприятия после долгих споров остановились на выпуске удобных фляжек. Такие фляжки уже давно втайне изготавливали некоторые рабочие. Для работы использовали тонкую нержавеющую ленту, которая применялась в производстве сильфонных компенсаторов.

В 1973 году девятый цех начал выпуск фляг для воды (это официальное название изделия).

Бригадиром участка по изготовлению фляг был назначен Авенир Суханов. Он умел делать самые красивые фляжки и даже обзавелся самодельным штампом для выдавливания на лицевой стороне изделия фигурки бородатого охотника.

Позже был создан чертеж фляги по цеховому образцу. Спроектирован штамп для получения на фляжке выпуклого изображения бородача с ружьем. Эта забавная фигурка получила в народе название «Просянкин на охоте». В шутливом названии запечатлено уважение к личности директора предприятия Григория Лазаревича Просянкина, популярность его среди рабочих. Г.Л. Просянкин был директором «Севмашпредприятия» в 1972-1986 гг.

До 1981 года производство фляг было убыточным для предприятия. С увеличением цены до 6 рублей они стали давать небольшую прибыль. В 1985 году было произведено 119 770 штук.

Постепенно несовершенная технология производства фляг была изменена. На участке был внедрен штамповочный комплекс, робототехнический комплекс по изготовлению донышек и крышек фляги. С помощью робота наносили декоративную отделку поверхности фляги. До этих пор подобного оборудования с использованием робототехники на Севмашпредприятии ещё не создавалось.

Выпускались фляжки разного объема – от 0,5 до 0,25 литра. Фляжки ценились не только охотниками, грибниками-ягодниками и рыбаками. Офицеры-подводники хранили и переносили во фляжках спирт (шило) и водку, поскольку, как выяснилось, фляжка идеально подходила под размер внутреннего кармана офицерской тужурки или кителя (а также шинели или пальто). Фляжка даже получила неофициальное название «шильница». Девятый цех Севмашпредприятия прекратил выпускать фляги в 2004 году.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.