Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Табличка поезд «Молотовск – Архангельск»

Маршрутная доска с пригородного поезда «Архангельск – Молотовск» у многих посетителей музея вызывает ностальгические чувства.

С 1938 по 1968 годы железная дорога была единственной круглогодичной транспортной связью между Молотовском и областным центром.

Прокладка сначала узкоколейной, а потом и обычной железной дороги в 1936-1938 годы была сопряжена с большими трудностями.

В 1938 году было налажено пассажирское сообщение пригородного поезда по маршруту «Молотовск-Архангельск». Но поезда приходили не в сам областной центр, а к противоположному от Архангельска, левому берегу Северной Двины. Затем с поезда пассажиры пересаживались на пароходы, или шли через реку пешком по льду.

До конца 1960-х годов из Северодвинска в соседний Архангельск пригородный поезд курсировал четыре раза в день.

Из расписания пригородных поездов можно узнать, что «Пригородные поезда Молотовск – Архангельск ежедневно отправляются из Молотовска в 3.40, 9.50, 16.56 и 21.32. Из Архангельска на Молотовск в 0.40, 6.50, 13.55, 18.24. Время нахождения в пути 2,5 часа».

На вагонах пассажирских составов крепились информационные таблички. Табличка указывала направление движения и служила для ориентации пассажиров на вокзале и станциях при посадке в вагон.

Во второй половине XX века такие металлические таблички покрывали белой эмалью, а текст выделяли черным цветом. В таком контрастном исполнении надпись была хорошо видна с большого расстояния.

Доска, которая находится в фондах музея, была снята в 1989 году с заброшенного вагона, стоящего на запасных путях станции «Северодвинск».

Название города подсказывает, что табличка использовалась до 1957 года. В сентябре 1957 года было принято решение о переименовании города Молотовска в Северодвинск и маршрутные доски быстро заменили.

В 1964 году был построен железнодорожный мост через Северную Двину, и на поезде стало возможным попасть сразу в центр Архангельска. Когда в 1968 году Архангельск и Северодвинск связала автомобильная дорога, время в пути сократилось вдвое, а необходимость в «дежурке» отпала.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.