Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Ваш билетик

Небольшой прямоугольник бумаги с цифрами – один из самых значимых экспонатов Северодвинского музея эпохи основания города. Это бланковый отрезной билет на проезд до Архангельска со станции отправления Судострой. Так назывался растущий посёлок Архангельского судостроительного завода, который впоследствии стал городом Северодвинском. 

Линия Судострой (Молотовск) – Архангельск обеспечивалась судами Северного речного пароходства. В основном это были пароходы, построенные еще в начале XX века. По воспоминаниям владельца билета, который передал его музею, это билет на пароход «Вычегжанин». 

Несколько первых лет речной путь был одним из основных. По реке из Архангельска везли строительные материалы, технику, приезжали всё новые и новые строители. Путь занимал несколько часов, поэтому все билеты были IV класса, без места. Билеты покупали в кассах речного вокзала станции отправлений. В том числе появился свой речной вокзал и в строящемся городе. В 1938 году в связи с увеличение пассажиро- и грузопотока была возведена новая причальная линия. В центре причалов располагался просторный вокзал, в котором находились кассы, зал ожидания, административные и хозяйственные помещения.  На площадке перед вокзалом останавливались машины и автобусы, могли разгружаться небольшие грузы. 

Стоимость билета на проезд до Архангельска в 1937 году составляла 2 рубля 50 копеек. Для сравнения: в том же году один килограмма пшеничного хлеба стоил 1 рубль 70 копеек. Цена поездки отрезалась от корешка по ценовой линии в соответствии с тарифом, поэтому кассир обязательно имел ножницы под рукой для оформления билета. На нашем билете мы тоже видим ровную линию отреза. 

В фондах музея хранятся разные экспонаты по истории города. Чем же так значим этот? Он отражает конкретный период истории, связанный с основанием Северодвинска. Но его ценность еще и в том, что это редкий экспонат. Несмотря на то, что билеты выпускались большим тиражом и распространялись массово, они имели ценность только во время поездки и выкидывались по её окончанию. В фонды этот билет был передан в 1987 году, когда открывали новое музейное здание и экспозиции. Сдатчик, Флорентий Павлович Хвиюзов, был первостроителем и работал на заводе и строительстве бухгалтером. Наверное, особенности профессии и позволили сохранить сдатчику этот билет в своем архиве. 

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.