Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Спички из щепы и мыло из золы

Спички из щепы и мыло из золы – как справлялись с дефицитом в военные годы

Уже в первые дни войны по всей стране из продажи исчезли товары повседневного спроса, прежде всего, соль, спички и мыло. Перед предприятиями местной промышленности по всей стране встала задача быстро освоить выпуск именно этих товаров. В Молотовске, одном из немногих городов страны, удалось восполнить дефицит необходимых товаров местными силами, не прибегая к поставкам из других областей.

Наш современник в неопределенной ситуации побежит скупать гречку и сахар, но восемьдесят лет назад этих товаров в свободной продаже никогда не было, а условия жизни отличались от нынешних

В то время, когда не было холодильников, соль была главным консервантом. Соль необходима для заготовки припасов на зиму. Соленые грибы и рыба, квашеная капуста солились в бочках и кадушках и были хорошей добавкой к скудному рациону. Без соли безвкусными становятся главные продукты питания: крупы и картошка. Хорошо, что недалеко от Молотовска, в старинном поморском селе Ненокса, издавна добывали соль. Промысел забросили в 1909 году, но в годы войны восстановили солеварение. На заводе № 402 склепали металлическую сковородку – црен. На лошадях перевезли ее за тридцать километров. Женщины Неноксы круглые сутки выпаривали соль исконным беломорским способом, из насыщенного рассола – ключовки. Соль из Неноксы поставлялась по всей стране, и в городе Молотовске нехватку соли быстро преодолели.

Современному горожанину, который привык к теплым батареям и горячей воде из крана, не понять трудности жизни в домах с печным отоплением. Чтобы дома было тепло, требовалось растопить печь. Для растопки необходимы спички. Спички производили несколько крупных предприятий страны. В войну все предприятия начали производить военную продукцию. Выпуск спичек сократился в десятки раз. Местным предприятиям пришлось осваивать и это производство. В 1943 году в горпромкомбинате выпустили первые спички. Их делали из отходов фанеры – на станке кусок щепы превращали в «гребенку». Затем спичечную заготовку погружали в горючую смесь. Её делали из смеси фосфора, бертолетовой соли и сурика. Иногда сурик заменяли тёртым кирпичом. Чтобы использовать такие спички, от «гребенки» отламывали спичку-зубчик. Разгорались такие спички неохотно, но жители радовались, что наконец-то появилась возможность растапливать печки спичками, а не «трутом» – самодельным огнивом.

Ослабленные голодом и холодом люди легко становятся добычей паразитов. Поэтому санитарному состоянию уделяли большое внимание. В госпиталях вместо мыла использовали водный настой золы – зольный щёлок. Заменители мыла варили на «мыловаренном заводе». Производственные мастерские располагались на болоте, в районе современного цеха № 19. Мыло военных лет было не привычным нам бруском, а скорее напоминало суп-пюре или кашу. Его долго вываривали из смеси канифоли, каустика и кальцинированной соды. После долгого перерыва, жители города получили возможность мыться с мылом: его отпускали в консервные банки, по столовой ложке на неделю.

Об успехах в производстве товаров первой необходимости часто писала городская газета «Сталинец». Заклепки от соляного црена до сих пор можно найти на месте Ненокских солеварен. Некоторые горожане на память сохранили спички военного времени, а через годы передали их в музей.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.