Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Снегоочиститель

В фондах северодвинского музея хранится более 60 тысяч экспонатов. Особое место среди них занимает макет роторного снегоочистителя ДЭ-210. Многие поколения посетителей музея помнят и знают этот экспонат: его почетное место на всех выставках и экспозициях, посвященных послевоенной городской истории. Именно снегоочиститель, а не подводная лодка, на протяжении многих десятилетий был символом города, да и сам Северодвинск позиционировался как город машиностроителей. Северодвинский завод дорожных машин стал предприятием,  которое олицетворяло всю промышленность города.

 Свою историю Севдормаш начал 25 мая 1939 года, когда в Молотовске был образован завод для ремонта техники – РМЗ. В годы войны ремонтно-механический завод был переименован в Спецзавод №3. Предприятие освоило выпуск мин различного калибра. После войны завод начал выпуск товаров народного потребления: здесь производились так нужные в хозяйстве чугунные сковородки, утюги, железные кровати, печное литье. В 1950-е годы была произведена реконструкция предприятия: весной 1959 года был выпущен первый снегоочиститель, который проехал в колонне предприятия на первомайской демонстрации. Вскоре завод получил название «Северодвинский завод дорожных машин». Более 40 лет Севдормаш производил снегоуборочную технику. Она использовалась по всему Советскому Союзу, поставлялась в страны восточной Европы. Страны Африки, Иран и Турция закупали наши снегоочистители для уборки песка.

Из десятков моделей снегоуборочной техники, выпускаемой Севдормашем, особо выделяется шнекороторный снегоочиститель ДЭ-210. Даже Министерство обороны закупало эти машины для очистки от снега взлетно-посадочных полос аэродромов и автомагистралей. С 1970-х годов до наших дней снегоочиститель ДЭ-210 стал приметой  наших городских улиц в зимнее время. Но так получилось, что техника пережила свое предприятие. В 1992 году «Севдормаш» был акционирован, много раз менял собственника, а в 2008 году все работы на нем были прекращены и старейшее предприятие нашего города обанкротилось. Память о нем хранят горожане и музейные экспозиции.  

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.