Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Престижный “ЗИЛ”

Холодильник «ЗИЛ» был приобретен в электротехническом магазине Северодвинска в 1964 году семьей главного архитектора города Даниила Никитовича Олейникова. В семье Оленниковых холодильник исправно служил более сорока лет, пока в 2000-е годы у него не вышел из строя мотор.

Хотя экспериментальный выпуск холодильников различных марок был освоен советской промышленностью еще в конце 1940-х годов, этот предмет домашнего быта не сразу завоевал свое место на кухнях. Слабые электрические сети не допускали использования энергоемкой бытовой техники.

Во многих жилых домах Северодвинска, построенных до начала 1960-х годов, еще можно найти холодный ящик под кухонным окном, которым пользовались жильцы для хранения продуктов. Многие помнят сеточки с продуктами, которые вывешивали за форточку в зимнее время.

В начале 1960-х годов холодильники только начали входить в быт, и поначалу были недоступны большинству горожан. Холодильники стоили недешево, в продаже оказывались редко, в магазинах существовали полуофициальные списки желающих приобрести холодильник определенной модели. Холодильник марки «ЗИЛ» был самым престижным, и его обладателями на первых порах могли стать самые привилегированные семьи города.

Только к концу 1960-х годов в магазинах города холодильники появились в большом количестве. Именно тогда их и стал покупать горожане в свои квартиры.

Холодильник «ЗИЛ», произведенный на Московском автомобильном заводе имени И.А.Лихачева, легко узнать, благодаря необычной обтекаемой форме его внешних поверхностей. Этот холодильник и сейчас является образцом советского дизайна.

Для производства холодильников использовали сталь. Снаружи холодильник покрывался эмалью белого цвета. В отделке холодильника использовался хром. Для данной марки характерна горизонтальная ручка с запирающимся замком – это дань коммунальным кухням. Испаритель и полки внутри морозильной камеры штамповались из нержавеющей стали, позднее сталь заменил алюминий.

В холодильниках поздних моделей появились полки на внутренней панели дверей для продуктов и отдельно для яиц.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.