Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Первая советская АПЛ

«Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар», – эти слова занёс в 1958 году в вахтенный журнал академик Анатолий Петрович Александров, когда советская подводная лодка впервые дала ход под атомной силовой установкой. В эпоху «холодной войны» строительство атомной подводной лодки стало важным государственным заданием и решительным ответом на усиление мощи военно-морских сил США. 

В 1952 году было принято Постановление правительства о начале работ по проектированию атомной подводной лодки. Проект разрабатывало конструкторское бюро «Малахит» (г. Ленинград). Но над разными техническими вопросами работали ведущие конструкторы и ученые страны, научным руководителем работ был назначен физик, академик Академии наук Анатолий Петрович Александров. 

При разработке проекта впервые в мировом подводном кораблестроении применили китообразную форму носовой оконечности корабля. Для компоновки оборудования и прокладке трасс был создан деревянный макет подводной лодки по отсекам в масштабе 1:1. И, конечно, основное внимание было уделено судовой ядерной энергетической установке.

После начала проектирования было принято решение о строительстве первой подводной лодки на судостроительном заводе № 402. Для нашего города это решение стало отправной точкой для развития на долгие десятилетия. Корабль был заложен в новом цехе № 42. Для соблюдения секретности все работы по постройке, монтажу систем и испытаниям проводились специалистами цеха. При нём также было создано специальное бюро для обеспечения технической документацией. Категорически запрещалось упоминание в телефонных разговорах и записях чего-либо, что раскрывало бы специфику заказа. Так, для ведения переписки узлам и изделиям подводной лодки были присвоены номера, а оборудованию – условные наименования. Ядерный реактор, например, именовался кристаллизатором. 

В ходе строительства и затем испытаний первой советской атомной подводной лодки в Молотовск (Северодвинск) постоянно приезжали проектанты, представители руководства страны и военно-морского флота. На доме 54 по ул. Советской установлена мемориальная доска, что в 1956-1958 годах в этом доме долгое время жил и работал академик Александров. 

17 декабря 1958 года АПЛ К-3 была передана Военно-морскому флоту страны. В 1962 году она получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награждён орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.