Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Операция «Подари надежду»

«Лихие 90-е» остались в память горожан, как годы трудностей и их преодоления. Начало 1990-х годов ознаменовалось «шоковой терапией» экономических реформ: отпуском цен, свободой торговли, приватизацией, денежными реформами. Вслед за реформами пришли инфляция, задержка заработной платы, безработица и резкое снижение доходов большей части населения.

В фондах нашего музея хранятся уникальные предметы, отображающие ту тяжелую эпоху. Например, в 1992 году сотрудниками музея были собраны интересные экспонаты, которые представляли собой содержимое посылки гуманитарной помощи. 

Среди них консервы: суп-концентрат овощной, мясо тушеное, бифштекс сублимированный, картофель с мясом в соусе, картофель с ветчиной, рис тушеный, макароны с мясом в томатном соусе, яблочное пюре, концентрированный апельсиновый сок. Яркие, блестящие упаковки сладостей – шоколада, жевательной резинки, конфет, арахиса в шоколаде, хрустящих хлопьев. Предметы личной гигиены – мыло туалетное, зубная паста, крем для бритья, шампунь и даже крем от загара «California sun» (Калифорнийское солнце). 

Последнее, кстати, становится понятным после истории формирования такой посылки. Гуманитарная помощь США была привезена в Северодвинск в мае 1992 года. Первоначально она предназначалась американским солдатам, воевавшим в Персидском заливе (война с Ираком 1990-1991 года). Невостребованные ящики хранились на одной из американских баз в Италии. В 1992 году американским правительством было принято решение об оказании гуманитарной помощи странам бывшего Советского Союза. 10 февраля 1992 года началась доставка грузов самолетами, известная как операция Provide Hope («Подари надежду»). Руководили доставками Госдепартамент и Министерство обороны США. 

В Северодвинске гуманитарная помощь распределялась среди малоимущих, неполных семей, инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Во вложении в посылку были документы, подтверждающие гарантию и качество предоставленных продуктов. А полный состав содержимого можно было прочитать в брошюре, на обложке которой есть надпись: «Американский народ уверяет вас, что борьба за демократию – стоящее дело».

Вспоминать о тех временах, и, в частности, о гуманитарной помощи тяжело и не всегда приятно. Но надо отметить, что на постсоветском пространстве, наверное, нет семьи которая бы не получила в 90-х «гуманитарку». Объемы оказанной помощи были очень велики и исчислялись миллионами тонн грузов. Последние из них были доставлены в середине уже «нулевых» годов. 

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.