Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Производство мин в годы войны

Ремонтно-механический завод располагался за железной дорогой, в восточной части Молотовска.  Предприятие вступило в строй 25 мая 1939 года. В крано-экскаваторном, ремонтно-механическом и кузнечном цехах завода работали около  ста человек. 

23 июня 1941 года все предприятия страны получили мобилизационные задания по выпуску оборонной продукции: экономика переходила на военные рельсы. Было такое задание и у РМЗ. За шесть месяцев 1941 года заводу надлежало произвести 15 тысяч мин. Почему именно мины? Считалось, что с производством мин справится даже сельская кузница. Выпуск снарядов осваивали крупные предприятия… 

Для небольшого завода с деревянными корпусами, несовершенным оборудованием и малообученным персоналом задача выпуска боеприпасов казалась невыполнимой. Не было стали нужного сорта С-45, а именно из неё предполагалось делать стабилизаторы. По плану сталь для производства мин должна была поставляться из Мариуполя. В ожидании металлопоставок, на предприятии налаживали производственную базу.  На  мощностях завода № 402 изготовили  измерительное и рабочее оборудование. Срочно обучали кадры. 130 рабочих основных специальностей получили «бронь». На завод пришли работать   женщины-домохозяйки  и подростки. Также в цехах работали  заключенные.   

Вскоре завод получил новое название – Спецзавод № 3 УИТЛиК УНКВД по Архангельской области и начал работать на оборону. 

В первый год в Молотовск поступали готовые корпуса мин, которые отливались на смежных предприятиях области: отделениях Кулойлага и на Конвейере. Качество этих заготовок было низким. Налаживать и производство корпусов пришлось самим. Для выплавки чугуна в кузнечном цехе установили две плавильные печи – вагранки. К 1944 году вагранки работали в две смены, круглосуточно. Металл, необходимый для выплавки чугуна, стал поставляться заводом № 402. 

В литейном цехе чугун заливали ковшами в специальную разборную форму – кокиль. Затем корпуса мин проходили закалку, шлифовку, токарную обработку. Отдельно в механическом цехе изготавливались стабилизаторы, а в термическом –  сваривались. На последнем этапе мины покрывали лаком, маркировали, упаковывали в деревянные ящики.  При этом, в цехах было очень холодно, рабочие обмораживали руки об металл, а их ноги примерзали к валенкам. 

 Некоторое время корпуса мин отправляли на заряжательный завод в Горьковской области. Вскоре на предприятии начали сами заряжать мины взрывчаткой. Готовые изделия отправляли по назначению.  Летом мины перевозили по реке, на карбасах, под парусами. 

Долгое время в сводках Промышленного отдела Архангельского обкома ВКП (б) Спецзавод № 3 фигурировал как лучшее предприятие области, регулярно выполняющее и перевыполняющее план. 

К 1943 году выпуск 50-мм мин составил 30 тысяч штук в месяц; все остальные предприятия Архангельской области сообща выпускали 15 тысяч штук в месяц. 

Вскоре  на заводе наладили собственное литье корпусов 82-мм мин, 120-мм осколочно-фугасных мин для полковых минометов.

… Прошли десятилетия. Спецзавод № 3 стал Северодвинским заводом Дорожных машин и освоил выпуск дорожной техники. О военных годах напоминали тысячи корпусов мин, которые по-прежнему хранились на складе предприятия. И тогда кто-то предложил использовать заготовки мин для производства городских урн. И до сих пор на улицах Северодвинска можно увидеть «минную урну».

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.