Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Кузов северодвинский

На одном из известных на Северо-Западе сайтов, посвященных охоте и рыбалке, встретился любопытный диалог:

– В последнее время на форуме все чаще слышу: «северодвинский кузов», а он чем-то отличается от обычного кузова? (автор из Котласа).

Кузов северодвинский – это один из первых продуктов побочного производства оборонки. Понравился прежде всего своим весом. Ведь до этого почти все были самоделы из фанеры (автор из Архангельска).

– А почему кузов называется северодвинским?

– Изготовитель «Звездочка», которая находится в Северодвинске.

Оказывается, что тот самый заплечный ящик (короб) из алюминия, с крышкой и брезентовыми лямками, который мы знаем с детства, известен по всей стране, например в Новосибирске (и много где еще), исключительно как «кузов северодвинский».

И правда – этот алюминиевый кузов, предназначенный для сбора ягод, грибов, а также приспособленный для зимней рыбалки (на нем удобно сидеть) и для хранения чего-либо, изготавливают только у нас, в цехе № 40 АО «ЦС “Звездочка”», и он является предметом вожделения многих грибников и ягодников из различных уголков страны.

Газета «Северный рабочий» писала в разные годы: «Металлические кузова для грибов и ягод – удобные, легкие – с удовольствием покупают горожане» (22.7.1988); «И вот уже собрана амуниция: ледобур, кузов, волокуша и раколовки. В местном магазине закуплена путассу – хорошая наживка для раков» (8.2.2012).

Подобные кузова жителям других регионов в диковинку, они и само слово «кузов» редко слышат. Так, к одной северодвинке в 1990-е «приехала сестра из средней полосы летом в гости и на второй день спрашивает: “Почему у вас мужики по городу с железными рюкзаками ходят?” (это она наши кузова первый раз увидела) (ВК, 12.1.2018). А у Владимира Алексеевича Шишкова, будущего директора горплодоовощторга (он родом Дагестана, из Кизляра), самым ярким первым впечатлением от встречи с Северодвинском был перрон вокзала, по которому бежали люди со странными ящиками за спиной. Позже он узнал, что такой ящик называется «кузов», и с ним северяне ходят в лес и на рыбалку.

Интересно, что слово «кузов», согласно толковым словарям, в современном языке является архаизмом, в других городах его знают исключительно по русском народным сказкам. У нас же это слово входит в активный словарь северодвинца. Некоторые даже памятник Ленину на площади Победы называют шутливо-иронически «Мужик с кузовом».

В городскую лексику слово «кузов» пришло из севернорусских диалектов, где оно имеет значение «сплетенный из берёсты короб». В деревнях такие короба раньше изготавливали исключительно из дерева и луба. Теперь же кузова и вовсе не делают…

Но, как видим, всё же делают, но вот только из другого материала, иной формы. Этот предмет продолжает использоваться в той же функции, какую отмечал еще В.И. Даль: «Коробъ… вмистилище разнаго рода».

Вот почему в нашей региональной речи сохранилось и само слово, называющее данную реалию. Употребление слова «кузов» в городской среде – яркий пример того, как бережно относится наш язык к своим ресурсам, как он приспосабливается к новым реалиям жизни.

Подготовил Роман Попов.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.