Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Молотовский порт в годы Великой Отечественной войны

В годы войны в Молотовске действовал порт, который принимал и обрабатывал военные грузы – Молотовский участок Архангельского морского порта. Как только стало понятно, что в северные порты СССР начнут приходить караваны судов из стран-союзников, встал вопрос о расширении площадей Архангельского порта, оборудовании новых причалов для разгрузки судов.


Осенью 1941 г. в западной части завода № 402 на месте временных причалов для бункеровки судов за три месяца были устроены пять судовых причалов. Чуть позже провели дноуглубление, оборудовали угольный причал и нефтебазу; со временем установили краны.

Начальником Молотовского порта был назначен Михаил Фроймович Причерт, диспетчер Одесского порта. Костяк руководства порта составили специалисты, эвакуированные из портов Прибалтики, Одессы, Ленинграда, из соседнего Архангельска.

26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя – британский танкер «Сан-Амброзио».

В 1941-1942 гг. грузчиками в порту начали работать 1500 бойцов рабочих батальонов и колонн. В эти формирования были мобилизованы мужчины в возрасте 40-50 лет, не годные к строевой службе. При решении авральных вопросов часто задействовали рабочих завода и жителей города, а также заключенных Ягринлага, военнослужащих располагаемых неподалеку частей.


Работа по приемке импортного вооружения была возложена на Наркомат внешней торговли. При приходе судна в порт первоначально грузы обрабатывались специалистами НКВТ (Народный комиссариат внешней торговли).


О стратегическом значении Молотовкого порта, о важности его в системе поставки грузов по ленд-лизу говорит уникальный экспонат северодвинского музея. В телеграмме председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин требует у начальника Молотовского порта М.Причерта обеспечить бесперебойную поставку вагонов для транспортировки грузов.


Часто в трудной работе портовикам помогала находчивость. Промерзший уголь для бункеровки судов рвали аммоналом; для захвата колючей проволоки между ящиками задействовали метровые крючья.
Своим опытом, находчивостью и упорством одесские портовики помогли молотовскому порту выйти в ряды передовых. Порт ежесуточно отправлял на фронт свыше 400 вагонов воинских грузов. Коллектив порта завоевал переходящее Красное знамя обкома партии.


По официальным данным Министерства морского флота СССР, через архангельский порт в годы войны прошло двух миллионов тонн импортных и 0,7 миллиона тонн экспортных грузов. Не менее одного миллиона тонн (преимущественно импортных грузов) приходятся на долю Молотовского порта.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.