Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Въездной знак

Въездной знак Северодвинска расположился на 3-ем километре до основных районов города на трассе Архангельск – Северодвинск.

Эта автомобильная трасса – единственная дорога в город, строительство которой было завершено в 1968 году. В 1972 году перед въездом в город был установлен знак, автором которого является Николай Семенович Яковлев – архитектор и строитель. Композиция въездного знака включает в себя горизонтальную стелу длиной 15 метров и вертикальные пилоны высотой 13 и 14 метров, на которых выделены основные символы города.

Цифры «1938» означают дату рождения города: 11 августа 1938 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Судострой был переименован в город Молотовск. За два года до этого события летом 1936 года первые строители высадились в Никольском устье для возведения нового судостроительного завода. С этого началась история Северодвинска – города корабелов.

В 1939 году начал свою деятельность судостроительный завод № 402, ныне – АО «ПО «Севмаш». Позднее, в 1954 году, вступили в строй цеха судоремонтного завода № 893, ныне – АО «ЦС «Звездочка». Оба предприятия являются крупнейшими в России. Заводами Северодвинска для военно-морского флота СССР и России было построено более 160 подводных лодок, около 130 отремонтировано.

За заслуги в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве в последующий период (читай: строительство и ремонт атомных подводных лодок) город был удостоен высокой награды – ордена Ленина. 20 июля 1984 года министр обороны Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов торжественно закрепил этот орден на знамени Северодвинска. На въездном знаке изображение награды было установлено в 2017 году.

То, что вы въезжаете в морской индустриальный город, обозначают: якорь у стелы, каравелла и герб города на пилоне. В 1970 году был принят герб, на щите которого сочетаются в единой композиции зубчатое колесо, морские волны и чайка. В настоящее время герб у Северодвинска другой – это цветок шиповника, отсылающий к истории освоения о. Ягры.

Добро пожаловать в Северодвинск, прогулявшись по которому вы найдете все символы, изображенные на въездном знаке.

Въездной знак в Северодвинск вдохновил художника В.Н. Дементьева на создание акварели. 1980-е годы

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.