Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Школьная парта

Парты Эрисмана были установлены во всех классах всех советских школ.
Это один из символов советской образовательной системы, она известна каждому человеку, ходившему в школу в 1920-е – 1990-е годы.

Интересно, что изобретена парта была в России более 120 лет назад. Прочная конструкция парты позволяла школьнику сидеть в единственно правильной и удобной позе. Ученик за школьной партой не мешал своему соседу, он легко вставал, отвечая урок, не выходя из-за парты.

Наклон крышки парты позволял видеть текст в книге или тетради под прямым углом. Кроме того, конструкция парты предусматривала максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.

Ближе к краю столешницы можно увидеть два сквозных отверстия. Они предназначены для чернильницы-непроливашки. Во времена, когда ещё не было шариковых  ручек, в начале каждого школьного дня учитель разливал чернила из большой бутыли по маленьким индивидуальным чернильницам с закругленными краями. Писали ученики перьевыми ручками. Для них тоже предусмотрено углубление на столешнице парты. Вечными спутницами советских школьников, постигающих чистописание, были кляксы. Сразу вспоминаются стихи Агнии Барто: 

Я новенькую ручку

В чернила окуну – 

Уже на каждом пальце

По черному пятну…

 Поэтому, все годы, пока в школе писали чернилами, столешница закрашивалась в темный цвет. Светлая столешница парты в музейной экспозиции — признак более позднего времени, когда ученики  стали писать шариковыми ручками, а кляксы исчезли.

Со школьной партой связаны сотни личных историй. Старожилы вспоминают, что, в первые послевоенные годы в переполненных классах за одной партой умещались по три человека.  Откидной крышкой парты можно было расплющивать булочку — так она казалась больше и ее можно было разделить на нескольких одноклассников. Когда учитель входил в класс, дети дружно вставали, и крышки парт откидывались с характерным сильным стуком.

В Северодвинский городской музей парта попала в 1980-е годы, когда одна из старейших школ города закрывалась на длительный ремонт. 

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.