Перейти к содержанию Перейти к подвалу

“Бабушкин день” Александра Малетина

Малетин Александр Адиевич  родился  в г. Северодвинске Архангельской области. 

С 1968 по 1971 гг. учился в Костромском педагогическом институте на художественно-графическом факультете.

С 1982 г. работал в Северодвинских художественно-производственных мастерских (филиал Архангельского отделения художественного фонда РСФСР).

С 1990  г. – член Союза художников России. Художник работал в традиции русской реалистической школы.

Детство художника прошло на реке Мезени, в д. Юрома. Этот факт биографии определил творческую судьбу. Главной темой в живописных произведениях стала тема северной деревни – река Мезень, ее природа и люди, работающие на ней. Основное настроение автора – ностальгическая любовь к красоте и гармонии северной природы, к Русскому Северу, к России.

Александр Малетин любит подмечать то, что глазу простого человека часто незаметно. Ярким примером этому служит  картина «Бабушкин день», где художник развивает главную мысль – утрату связи между поколениями.

Короткий северный день померк рано. Пожилая женщина, войдя  со двора в избу, присела на лавку возле окна. Не размотав теплого платка, в стеганой безрукавке и удобных, стоптанных валенках смотрит на нас ласково и спокойно. За многие годы, натруженные руки и сейчас не остаются без дела. Художник стремится выразить ощущения тишины, теплоты и защищенности. Они ему помнятся из детства, проведенного в деревенском бабушкином доме. Уютно от цветного лоскутного коврика на полу, притихнувшей швейной машинки в углу. Мастер добивается этой атмосферы при помощи общего мягкого коричнево – золотистого тона картины. Удивительно хорошо, найдена компоновка. Самый внимательный зритель, видит на заднем плане в рамке на стене фотографии родных, не пришедших с фронта. Таким приемом, художник раскрывает образ одинокого деревенского человека.

С 1970 г. участник художественных городских, областных, региональных, республиканских, всероссийских выставок. В 1974 г. художественная работа А.А. Малетина «Анжелика» была отобрана на Всесоюзную выставку и экспонировалась во Франции.

Персональные выставки: г. Северодвинск (1980, 1990); г. Москва (1993);  г. Архангельск (2000 – 2004).  Участник международной выставки архангельских художников в Норвегии (1994).

Автор произведений: «Анжелика» (1973), «Беломорье» (1985), «Женщины Беломорья» (1986), «Земля Мезенская» (1989), «Весенние сумерки» (1990),  «Серебряный день» (1994), «Койнас. Полная луна» (1997), «Вселенная» (2000), «У обетного креста» (2003) и др.

Работы находятся в собраниях музеев Северодвинска, Архангельска, Министерства культуры России, Норвегии; в частных собраниях России, Польши, Франции, Германии, Белоруссии.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.