Агитационно-пропагандистские
Особе внимание уделялось пропаганде достижений советского строя.
Одна из этикеточных серий 1962 г. вторила решениям мартовского Пленума: «Повысить урожайность гороха до 20-30 центнеров с гектара», «Повысить урожайность овощей до 250-300 центнеров с гектара», «Повысить урожайность хлопка не менее 25 центнеров с гектара» и, конечно же: «Повысить урожайность кукурузы на зерно до 50 центнеров с гектара».
Государство рапортовало о бурных темпах развития промышленности и сельского хозяйства, появлении новых промышленных предприятий. А также предвосхищало будущие успехи, обещая: «За 20 лет производство кожаной обуви увеличится до 900-1000 млн. пар» или «Электроэнергия: 1958 – 233 млрд. кВт, 1965 – 500–520 млрд. кВт».
В начале 1960-х гг. появляется повод для особой гордости – тема освоения космического пространства. Соответственно начинается выпуск этикеток, посвящённых полётам советских космических кораблей с портретами космонавтов, ракетами. Не забыт и основоположник отечественной космонавтики – К.Э. Циолковский.
О вкладе СССР в борьбу за мир должна была поведать серия этикеток, посвящённая Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение, проходившему в Москве 9-14 июля 1962 г. На этикетках серии можно увидеть ракету, поверх которой написано слово «Нет», атлетического вида мужчину, разламывающего пополам меч над земным шаром, строителя, складывающего стену из кирпичей с надписью «Мир», голубя мира, летящего над городом, надпись «Мир» на различных языках.
О вкладе СССР в борьбу за мир должна была поведать серия этикеток, посвящённая Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение, проходившему в Москве 9-14 июля 1962 г. На этикетках серии можно увидеть ракету, поверх которой написано слово «Нет», атлетического вида мужчину, разламывающего пополам меч над земным шаром, строителя, складывающего стену из кирпичей с надписью «Мир», голубя мира, летящего над городом, надпись «Мир» на различных языках.
Агитационные этикетки призывали вступать в члены Общества Красного Креста, ДОСААФ, в ряды доноров. К молодёжи обращены призывы осваивать целину, бороться с пережитками прошлого.
Многочисленны этикетки, посвящённые теме спорта: «Юноши и девушки, сдавайте нормы на значок ГТО», «Белорусские спортсмены повышайте свое мастерство», «Спортсмены и спортсменки, готовьтесь к 3-й Спартакиаде народов СССР!», а также этики с изображением различных видов спорта.
Бережному отношению к природе посвящены этикетки серии «Берегите рыбные запасы»: «Не вылавливайте молодь промысловых рыб!», «Изучи и соблюдай правила рыболовства!», «Хищнические способы лова рыб подрывают их запасы». Среди «природоохранных» – этикетка с изображением ветки рябины и лаконичной надписью: «Берегите лес». На другой, с надписью «Берегите птиц», два мальчика вешают на дерево скворечник.
Особое место занимают этикетки, освещающие вопросы противопожарной безопасности: «На автозаправочных станциях не курить», «Не забывайте выключать электроприборы», «Не бросайте не потушенную спичку», «Прячьте спички от детей!», «Будь осторожен с фонарём», «Здесь топили неисправную печь», «Гроза не страшна, если есть громоотвод» и др. А также безопасности дорожного движения: «Водитель, пропусти транспорт по главной улице!», «Осторожно, идут машины!», «Переходи улицу там, где указатели «Переход».
Реклама на спичечных этикетках
Информационно-просветительские
Спичечные этикетки не только пропагандировали, агитировали и рекламировали, но и просвещали, пополняя знания советского человека в области истории, географии, биологии, литературы и др.
Благодаря этикеткам обычная домохозяйка где-нибудь, например, в Комсомольске-на-Амуре, стоя у плиты, могла узнать, как выглядят канюк мохноногий и черношапочный сурок – жители тундры. А такая же домохозяйка в Северодвинске любовалась пятнистым оленем — представителем фауны Амуро-Уссурийского края или обитающим на Кавказе безоаровым козлом.
Закуривая после тяжёлой работы, донецкий шахтёр узнавал, как выглядел печатный станок Ивана Фёдорова и даже сам первопечатник. А курильщик чабан в горах Дагестана с большим для себя интересом узнавал, что книжный фонд библиотеки имени В.И. Ленина за период с 1862 г. по 1962 г. увеличился со 100 тыс. экземпляров до 22 млн., а количество читателей с 3 тыс. до 2,4 млн.
Выпускались серии этикеток, посвящённые достопримечательностям городов: Ашхабад, Вильнюс, Ереван, Таллин, Ташкент, Калуга, Ленинград, Минск, Новгород, Пятигорск, Сочи, Сталинград, Ярославль и др.
Особого внимания удостоена Москва. Объектом посвящения спичечных этикеток были не только виды города и памятники архитектуры, но и части этих памятников. Например, башни Московского Кремля.
К отмечавшемуся в 1962 г. 150-летию Отечественной войны 1812 г. была приурочена серия этикеток «Памятники Отечественной войны 1812 г.», рассказывавшая о мемориальных местах:, связанных подвигом русской армии: памятник 4 кавалерийскому корпусу, обелиск лейб-гвардейскому Егерскому полку и Гвардейскому экипажу на Бородинском поле, памятник М.И. Кутузову в Ленинграде и т.д.
Выпускались серии: «Русские архитекторы», «Писатели», «Композиторы», «Народные промыслы» и многие другие.
г. Северодвинск, ул. Пионерская 10
Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева.
В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР.
Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет.
В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.