Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Мастер архитектурного пейзажа Виктор Астальцев

Подобно знаменитым мастерам русского искусства, таким как Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Исаак Левитан,  Астальцев своим талантом служил почетной задаче воссоздания в искусстве поэтического мира русской природы и русской архитектуры.

Заслуженный художник России Астальцев Виктор Владимирович родился в непростое время — 29 декабря 1927 года в селе Месягутово Месягутовского кантона БАССР (ныне Дуванский район РБ), на Южном Урале близ Уфы.  

В конце 1930-х годов оставшись сиротой, Виктор долгое время рос среди случайных людей и дальних родственников, воспитывался в детском доме. Мальчик рано научился рисовать, и это несколько скрасило его существование. Тайга и скалы с могучими вековыми соснами — вот уральский пейзаж, запавший в душу Виктора на всю жизнь. Свято любить и понимать красоту всего живого научила его бабушка Екатерина Сергеевна Юрьева-Левицкая, вдова расстрелянного в 1937 году священника и иконописца о. Иоанна Левицкого, разыскавшая внука и воспитавшая его.

В неполные семнадцать лет Виктор стал добровольцем Красной Армии. А после Победы продолжал служить артиллеристом в звании рядового и одновременно окончил заочные курсы рисования и живописи при Всесоюзном доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве.

Демобилизавшись из Советской Армии в 1951 году, Астальцев успешно сдал приемные экзамены в Московское художественное училище памяти 1905 года. 

Окончив училище, молодой живописец работал художником-декоратором в Центральном детском театре в Москве. Здесь Виктор столкнулся с разнообразной художественной деятельностью. Приходилось заниматься исполнительской работой, изучать законы сцены, театральную живопись старых и современных мастеров. Он писал этюды, увлекаясь как архитектурным, так и «чистым пейзажем», работал над портретом, не оставляя мысли о продолжении учебы. В 1958 году Астальцев поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и закончил его в 1964 году. 

Уже на студенческой скамье педагоги отмечают его самобытный талант, ярко выраженный собственный почерк, необычайную работоспособность и преданность избранной тематике — воспеванию суровой красоты русской природы и величия древней русской архитектуры. 

Никогда В. Астальцев не берет заказы на обязательные тогда жанровые картины, прославляющие вождей и строителей коммунизма, даже необходимая для выживания в те годы серия «По Ленинским местам» (часть работ этой серии находится в коллекции нашего музея) посвящена опять же природе и архитектуре Сибири. 

Живописец стремится подчеркнуть гармоническое единство природы и архитектуры, творения рук человеческих. В течение двадцати лет Астальцев пишет архитектурные памятники подмосковного села Коломенского (историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское»). Неоднократно обращается художник к памятнику северного деревянного зодчества — надвратной башне из беломорского Николо-Корельского монастыря, которая была вывезена искусствоведом-реставратором П. Барановским в 1932 году. В настоящее время старинная башня является украшением музея-заповедника «Коломенское» под Москвой. 

Картины Виктора Владимировича Астальцева находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях России и мира. 


В. Астальцев завоевал симпатии зрителя целым рядом картин, воспевающих неповторимую красоту природы Подмосковья. Еще студентом он полюбил широкое живописное письмо и вместе с тем сдержанный колорит, наиболее пригодный для передачи серебристой русской зимы. В большинстве случаев она пасмурная, студеная, но и здесь он находит свои привлекательные краски.

В течение двадцати лет В. Астальцев пишет архитектурные памятники подмосковного села Коломенского… Живописец нашел свой способ представить весь комплекс старинных русских зданий в неразрывном единстве с природой, например с парком или со старой липовой аллеей. Так в картине «Весна. В музее заповеднике Коломенское» (1967) суровые очертания крепостной башни вырисовываются сквозь ветви могучих деревьев старого парка. В природе чувствуется дыхание весны, ощущается присущая этому времени года влажность воздуха. 

Особенно ясно почувствовал и передал художник характерное состояние природы солнечным светом в пейзаже «Осень в  Коломенском». В. Астальцев погружает зрителя в причудливое переплетение стволов, ветвей и листьев, позволяя наблюдать неуловимые переходы освещения и тончайшие красочные сочетания.

В пейзаже « Коломенское. Осень» удивительно остро подметил красоту стройных, вытянутых к небу деревьев, как пишет М. Алпатов: «он будто хотел нам внушить, что там, где русский человек не успел возвести своих шатровых башен, сама природа произвела на свет нечто столь же прекрасное, как и наша архитектура»

В 1932 году в Коломенское была перевезена надвратная башня Николо-Корельского монастыря, существовавшего в 34 верстах от города Архангельска, и в 2-х верстах от Белого Моря. (Ныне это территория города Северодвинска.)

В зимние дни, когда Коломенское стоит в снежном уборе, оно особенно любимо В. Астальцевым. Изображая архитектуру, он тонко чувствует неограниченные возможности дерева – этого удивительного строительного материала.

Неоднократно писал художник башню из Николо – Карельского монастыря, теперь украшающую коломенский музей – заповедник.

«Репетиция, лишняя для себя не лишняя для искусства – сказал кто – то из актеров. Так и в живописи. Этюд, лишний для себя, не будет лишним для картины и для всего  в искусстве»
В.Астальцев

В 2007 году башня была разобрана, отреставрирована и перевезена на новое место. Все плотничные работы по реставрации проездной башни Николо – Карельского монастыря выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни.

Своеобразным посредником между небом и землей в картине «Переславле – Залеском» оказывается монастырь. По сути художник создает философский пейзаж, пронизанный печалью, любовью и той мерой человечности, которая невозможна в официальных дежурных картинах на злобу дня или на заказ.

По сей день пишу этюды. Учусь писать березы. Изумительной красоты дерево. Не уметь писать березы – это черт знает что! Белая береза: тут и драма, и лирика, величие, и все, что ты чувствуешь, есть в березе. В.В. Астальцев

В конце 60 х годов Астальцев едет в село Шушенское – место ссылки В. И. Ленина и его соратников. Везде низкие бревенчатые домики и строгий сибирский пейзаж. В картине замечательно выражено холодное зимнее небо и земля покрытая сугробами. Для художника было важно постичь и воссоздать правду сурового быта этих лет.

В своих картинах живописец видит и изображает мир как бы сквозь им самим подмеченную раму определенного формата. Его пейзажи то вытянуты по горизонтали, то , наоборот, развернуты по вертикале. Глядя на то или иное решение художника, понимаешь, что оно единственное верное. В картине земля(берег в который вросли избы и амбары) определяет решающее композиционное построение всех линий картины. Вытянутый  по горизонтали пейзаж приобретает стремительность.

По нескольку раз пишет художник дома, здания в которых учился и жил В. И. Ленин. Картину «Гимназия в Ульяновске» Астальцев пишет удивительно чистыми, свежими красками. Особо хочется отметить, что спокойное, нейтральное состояние природы в произведениях художника встречается не так уж часто.  

Постоянно пишет В. Астальцев и древний Московский Кремль, Красную площадь, храм Василия Блаженного. Неудивительно, что любовь художника к памятникам культуры родной земли приводит его к работе в историческом жанре.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.