Визит президента Бориса Ельцина в Северодвинск
В 1992 году первый и единственный раз в Северодвинске побывал Президент Российской Федерации Борис Ельцин
После Никиты Сергеевича Хрущёва и Леонида Ильича Брежнева, посетивших город на берегу Белого моря 22 июля 1962 года и 30 мая 1967 года соответственно, впервые за 25 лет глава государства прибыл в наш город. Сугубо деловой и официальный стиль поездки подчёркивал всю масштабность целей. Северодвинск, превращаясь в единственный центр атомного подводного судостроения России, становился гарантом боевого и технического совершенствования её Военно-Морского Флота.
Вот что писал на страницах газеты «Северный рабочий» её главный редактор Николай Николаевич Кочуров в канун приезда Ельцина: «Россия должна остаться великой морской державой. Эта мысль, эта задача способны объединить сегодня северодвинцев и привлечь всех нас к созидательной работе по осуществлению экономических реформ. Мы мечтаем видеть наш город включённым в сферы рыночной экономики.
В то же время Северодвинску необходима, исходя из специфики основной отрасли и условий Крайнего Севера, и мощная подпитка из государственного бюджета.
Руководство города и предприятий ставит перед президентом вопрос о присвоении Северодвинску статуса территории с проживанием в зоне повышенного риска с выплатой в порядке компенсации из государственного бюджета районного коэффициента к зарплате в размере 1,7. Настала пора с учётом сегодняшних реалий разработать новую программу развития социальной инфраструктуры города и обеспечения жизненного уровня населения».
Это не означало, что северодвинцы хотели стать нахлебниками у государства. Такое качество северянам неведомо. Подразумевалось иное: судостроительный комплекс города уже в ближайшем будущем мог бы взять на себя новые заботы. Это и гражданское судостроение, и машиностроение для обрабатывающих отраслей, и многое другое. Наконец, самое время было вспомнить о том, что именно Никольское устье Северной Двины было первым морским портом России, и отнюдь не лишним было бы обновить гавани Северодвинска и открыть их для торгового флота.
Тот же Н.Н.Кочуров заметил, что первый Президент России пользовался прочными симпатиями северодвинцев. Ведь достаточно сказать, что на выборах 12 июня 1991 года за него проголосовали 70 процентов горожан. Спустя почти год они с полным основанием полагали, что приезд в Северодвинск Б.Н.Ельцина – это не только признание высокого статуса города в экономике, обороне и демократическом развитии страны, но и залог дальнейшего процветания.
День 28 апреля 1992 года начался с того, что рано утром из архангельского аэропорта Талаги кортеж президента с максимально возможной скоростью умчался в Северодвинск. Таким же стремительным, наполненным событиями был весь визит Бориса Ельцина в наш город. Прибыв на место, он в первую очередь совершил поездку по Северодвинску, в ходе которой осмотрел строительство домостроительного комбината, жилые кварталы и основные объекты города.
После этого было многочасовое знакомство с Севмашпредприятием. В первую очередь президент посетил музей, где для него провели короткую экскурсию и показали фильм о продукции завода. Там же он заслушал краткие доклады руководителей градообразующих предприятий. Затем Борис Николаевич совершил осмотр корпусно-сварочного и стапельно-сдаточного производств Севмашпредприятия, а после чего поднялся на борт атомной подводной лодки проекта 949А, которая была спущена на воду в июне 1991 года и проходила в тот момент этап государственных испытаний.
В этот день он дважды пообщался с горожанами: на крыльце заводоуправления предприятия и на ступеньках, ведущих к магазину «Пингвин». Свидетели этих бесед вспоминают, что кто-то из толпы выкрикнул: «Борис Николаевич, лодки-то строить будем?» Ельцин не задумываясь ответил: «Будем!» Но позже стало понятно, что этот ответ президента был неправдой, ведь спустя некоторое время строительство атомных подводных лодок приостановилось. Руководству предприятия понадобилось приложить громадные усилия, чтобы спасти завод, да и, собственно, весь город.
Но, несмотря на это, в памяти кораблестроителей Борис Ельцин всё-таки остался благодетелем, ведь по итогам именно этой своей поездки он в ноябре 1992 года подписал указ о создании в Северодвинске Государственного российского центра атомного судостроения. Это открывало перед предприятиями города определённые возможности, и их необходимо было использовать.
Государственный российский центр атомного судостроения был создан в целях осуществления единой политики по проектированию и строительству подводных лодок, надводных кораблей и судов с атомными энергетическими установками, обеспечению их гарантийного надзора, ремонта и утилизации, а также повышению эффективности использования научно-промышленного потенциала северодвинского судостроительного комплекса.
Через 15 лет эта структура прекратила своё существование, когда в 2007 году был создан Северный центр судостроения и судоремонта, являющийся дочерним субхолдингом Объединённой судостроительной корпорации.
Кстати, среди участников всех мероприятий 28 апреля 1992 года был и начальник Управления строительства Северодвинска Анатолий Николаевич Поляков, который себе на память прихватил и в последующем хранил как памятный сувенир листок с машинописным текстом. Это была своего рода заранее подготовленная шпаргалка, текст из которой Борис Николаевич Ельцин воспроизвёл в книге почётных гостей Севмашпредприятия. Сегодня этот документ хранится в фондах Северодвинского городского краеведческого музея.
Вот полный текст этого исторического документа: «Такой судостроительный комплекс в Северодвинске – национальное богатство России! Нельзя не восхищаться и не гордиться теми, кто выдвинул идею, построил и до сего времени высокоинтеллектуально и профессионально даёт отличную (не хуже, чем США) морскую технику. Построили прекрасный город. Даже в такое тяжёлое время люди улыбчивы и гостеприимны. Спасибо вам за всё. Молодцы!!! Б.Ельцин».