Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Прогулка по крышам «старого города»

В фондах Северодвинского городского краеведческого музея есть удивительная фотография, датированная 26 марта 1938 года, – это панорамный снимок, который был сделан с крыши школы № 1 (позднее школы № 3).

Эта школа располагалась на улице Пионерской, в квартале между Республиканской и Индустриальной. С высоты двухэтажного здания открывается вид на третий и четвертый участки посёлка Судострой. Выражение «третий» и «четвертый» участки в наши дни услышать невозможно. А между прочим, именно из них  вырос впоследствии наш город, располагались они от ул. Северной (ныне Торцева) до ул. Лесной. Сегодня территорию бывшего третьего и четвёртого участков мы называем «старый город».

На фотографии открывается вид сверху на дома, улицы строящегося посёлка. Буквально через несколько месяцев после сделанного кадра посёлок Судострой получит статус города и будет назван Молотовском в честь председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова. 

Слева в кадр фотографа попал фигурный шпиль, который украшал конёк школьной крыши. Именно с него мы и начнем свою прогулку. Строительство жилых одно- и двухэтажных домов в конце 1930-х годов шло очень быстрыми темпами в связи с ростом численности посёлка (затем города). В конце 1936 года в Никольском устье насчитывалось около 1500 человек, в 1939 году – уже 21 тысяча. Несмотря на ускоренные темпы строительства жилья, в Молотовске старались не забывать о внешней красоте и удобстве. Такие деревянные фигурные шпили стали украшение многих крыш. А крыши в довоенный период были особенные: многощипцовые и полувальмовые, с башенками и ограждением, тесовые и шиферные, с особыми слуховыми окнами и коньком и т.д. 

Читаем в технической документации: «Несущей конструкцией крыши служат наслонные стропила из бревен 18-20 см, с ригелями, подкосами и стойками. Обрешётка из брусков 5х8 см». Согласно проекту, крыши должны были быть этернитовые. Этернит, или искусственный шифер, производили в виде небольших плоских плиток преимущественно квадратной формы из цемента, укрепленного асбестовыми волокнами. В поселке Судострой – городе Молотовске и в соседней округе такого производства не было налажено, а доставка строительных материалов издалека была затруднена и менее выгодна, чем использование местных строительных материалов. Поэтому вплоть до начала 1940-х годов жилые дома покрывали тесом, в два слоя. Это заметно и на фотографии.  Несколько позднее стали применять кровельный шифер. 

Если приглядеться к домам, то почти все они не простой прямоугольной формы, а имеют сложную конфигурацию с различными пристройками. Угловые же дома (в кадре дом по адресу ул. Пионерская, 15), вообще, оригинальной формы. Поэтому большинство домов было построено с многощипцовой крышей, которая состояла из нескольких отдельных скатов, связанных между собой. 

Строительство такой крыши было намного сложнее – стропильная система имеет несколько отделов, общая площадь кровельного покрытия больше. А кроме того наличие большого количества стыков и соединений требует дополнительных работ по их изоляции. При приёмке дома в эксплуатацию комиссия особое внимание обращала на крышу. Так, в ряде ведомостей недоделок и дефектов домов, построенных в те годы, отмечают: «устранить отверстия и щели в кровле», «выправить подкосы стропил», «обделать распушки дымовых кирпичных труб кровельным железом» и др. 
Да, сложности были, зато какая красота получалась в итоге. 

Для дополнительного декора использовали различные элементы. Так на многих общественных зданиях и домах на крышах был деревянный парапет. Это перила или невысокая сплошная стенка, проходящая по краю крыши в качестве ограждения. Такой парапет был установлен на крыше школы, откуда снимал фотограф. Как и на здании ресторана «Северный» (на фотографии слева это здание ещё строится). Угловая часть многих домов также была выделена парапетом. Мы видим такие дома на перекрестке ул. Пионерской и Индустриальной, ул. Республиканской и проспекта Беломорского. 

Все крыши довоенного города были не плоскими и имели чердаки. Для проветривания и освещения чердачных помещений в крыше проделывали специальные оконные проёмы – слуховые окна или люкарны.  Внешне люкарна представляла собой небольшой домик с собственной крышей. На снимке видно, что многие здания со слуховыми окнами. Это позволяло обыграть внешне простые конструкции крыши, делая дома более красивыми, кроме того, было очень функционально. Чердаки использовались жильцами для сушки белья, для хранения каких-либо вещей, вход на чердак шёл с лестничной площадки второго этажа в каждом подъезде. 

Давайте еще раз взглянем на крыши деревянных домов. На некоторых из них есть печные трубы, на некоторых – нет. По проекту отопление должно было быть центральным, от районных котельных. Одна из котельных попала в кадр фотографа (слева). Именно высокие металлические трубы котельных возвышаются над крышами Судостроя, как одни из самых высоких точек. 

В таких домах, где не видно печных труб, скорее всего, не было кухонь. В газетных сообщениях 1937-1938 годов встречаются упоминания о так называемых домовых кухнях – отдельно стоящих зданиях, где можно было готовить жильцам близлежащих домов. Но уже с 1938 года почти все дома вводились в эксплуатацию с кухнями. Кухни оборудовались чаще всего «сущевскими плитами», а трубы этих плит или кухонных печей и выходили на крышу. 

Фотография, которую мы рассматривали, была сделана с крыши высокого здания школы, поэтому мы смогли заглянуть на крыши не только одноэтажных, но и двухэтажных домов округи. Вдали по линии горизонта запечатлены вышка пожарного депо (начало пр. Беломорского), водонапорная башня (начало ул. Железнодорожной), несколько труб районных котельных. Строительство жилых кварталов ещё ведется. Справа на фотографии пустынная местность с редкими деревьями. Это будущие улицы Лесная и Осоавиахимовская (ныне ул. Ломоносова). 

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.