Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Землекопы, сваебои, столбоставы

В фондах музея много ручного инструмента, который использовали первостроители. Фуганок, топор, пилы, шпунтубель, мастерки, лопаты и много другое. В конце 1930-х годов на строительстве действительно массово использовался ручной труд, а перечень профессий был несколько иной, чем сейчас.

На передовых страницах городской газеты «Сталинец Судостроя» («Сталинец) регулярно сообщалось о соревнованиях рабочих бригад, о выполнении норм, о людях, отличившихся в своём труде. И там можно прочитать об удивительных для нас сейчас профессиях.

Так, сегодня рабочие-землекопы почти отсутствуют, ведь для разработки и подъёма грунта эффективнее использовать экскаваторы, тракторы, бульдозеры. Но в тот период техники на строительстве было крайне мало, а объём запланированных работ был так велик, что землекопы стали одними из главных героев. Землекопы рыли траншеи, котлованы под строящиеся объекты. Работали на топкой болотистой местности. В холодное время, чтобы отогреть землю, разжигали большие костры. От их труда зависело дальнейшее продвижение строительства.

На закладке фундамента работали сваебои. Их задача состояла в забивке свай и создании свайного основания для строительства зданий и сооружений. В довоенный период использовали деревянные сваи, которые забивали с помощью копра. Первые копры были самодельными и работали от ручной силы. Молот (основной ударный инструмент) был весом более тонны, его необходимо было с помощью лебёдки поднимать на высоту 3-5 метров. Сваи под дома забивались на глубину 5-6 метров, под большие производственные сооружения – 17-18 метров. Поэтому основным показателем работы сваебоев было количество погонных метров забитых свай. А на фотографии показан момент, когда ударный молот опускается на сваю.

Столбоставы в основном устанавливали столбы для линии электропередач. Но эти линии протягивались на многие километры по строительной площадке. Одной из сложных задач на первом этапе строительства было возведение линии передач, идущей от Архангельска. Вспоминает бригадир столбоставов А. Монаков: «Лес на опоры для трассы завозили строители. А по трассе мы своими силами катали бревна вручную, по лежням. На каждую опору шло семнадцать 6-метровых бревен. Опоры получались плавучими. Ведь кругом болото, вода. Жили в палатках. К ноябрю опоры были установлены по всей трассе».

Отметим, что список необычных и почти забытых профессий на этом не заканчивается.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.