Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Колёсная легенда

18 июня 1936 года с борта парохода “Иван Каляев” на пустынный берег Белого моря сошли первые строители будущего завода и города…

Так начинается официальная история нашего города. Незримым свидетелем тех памятных событий стал пароход «Иван Каляев». Постараемся восстановить историю легендарного речного труженика.

В начале ХХ века среди пятнадцати пароходств на Северной Двине выделялось Северное пароходное общество «Котлас-Архангельск-Мурман». Главные доходы пароходству приносила транспортировка сибирского зерна из Котласа в Архангельский порт для дальнейшей отправки за границу. Развивало пароходство и пассажирские перевозки. На Сормовском заводе были заказаны три пассажирских колесных парохода, оснащенных по последнему слову техники. В 1909 году по заказу северян был построен первый пароход «Михаил Криличевский». Пароход назвали в честь одного из основателей пароходного общества «Котлас-Архангельск-Мурман», директора Русского Внешнеторгового банка Михаила Криличевского. В 1910 году в Сормово заложили пароходы «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко».

Интересный факт: чтобы пароходы могли пройти шлюзами Северо-Двинской системы, их сначала рассоединяли на три части, а затем в мастерских Северного Пароходного общества в Великом Устюге, снова соединяли.

Несколько навигаций «Михаил Криличевский» ходил на линии «Архангельск-Вологда».

В 1918 году, после национализации Советской властью, пароход переименовали. Его новое имя – «Иван Каляев», в честь террориста-революционера, убийцы Великого Князя Сергея Александровича.

Смена исторических эпох не сказалась на комфортабельности и уюте судна. Каюты в бархате, библиотека и буфет делали долгое путешествие приятным для состоятельных северян. Небогатые люди, купив самые дешевые билеты, располагались прямо на палубе.

Известно, что в 1935 году писатель Михаил Пришвин во время своего путешествия по Северной Двине передвигался на пароходе «Иван Каляев».

В 1936 году «Иван Каляев» был арендован у пароходства руководством нового строительства в Никольском устье Северной Двины. 18 июня пароход привез первых строителей и стал одновременно домом и местом работы для инженерно-технических работников. В каютах расположились радиопункт, контора связи, здравпункт и даже чертежное бюро. Гудок «Каляева» возвещал о начале и окончании рабочего дня.

В 1941 году «Иван Каляев» успел побывать гостиницей для моряков первого английского конвоя PQ-0.

Тридцать лет после войны пароход работал на Северной Двине. Многие жители города совершали на нем свои ежегодные поездки в родные деревни. В 1969году студенты мастерской ВГИКа работали над документальным фильмом «Здравствуй, Северодвинск» и успели запечатлеть легендарный пароход на киноплёнку.

Летом 1970 года «Иван Каляев» передали Сыктывкарскому клубу юных моряков и речников. Позднее пароход получил новое имя: «Коми-пионер», и еще десять лет использовался как плавучий пионерский лагерь, совершая путешествия по Вычегде и верховьям Северной Двины. Политические и экономические перемены в стране сделали плавучий детский лагерь нерентабельным, и пароход доживал свой век в одной из бухт реки Вычегда, заброшенным и разоренным. Позднее полусожженный остов парохода догнивал на берегу обмелевшей лесной речки в окрестностях Сыктывкара, пока не был утилизирован сдатчиками металла….

Как хорошо, что брат-близнец «Ивана Каляева» – колесный пароход «Н.В. Гоголь» попал когда-то в заботливые руки корабелов «Звездочки» и не повторил судьбу других колесных пароходов!

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.