Демисезонные шляпы
Мужские
Пик популярности мужских и женских шляп приходится на 19 век. Исторически сложилось, что изначально шляпа являлась предметом мужского гардероба, поэтому разновидностей мужских шляп значительно больше (федора, трилби, котелок, цилиндр, канотье и др.). На деталях изнаночной стороны штампом и краской проставлялся товарный знак или крепилась этикетка изготовителя. В фондах музея хранятся образцы очень распространенных в СССР форм мужских шляп – “федора” и “трилби”.
“Федора” (борсалино)
Изобретена в конце 1880-х гг. Это классическая фетровая шляпа с широкими полями одинаковой ширины, с тремя вмятинами на тулье. По линии полей повязывалась шелковая или репсовая лента с декоративным бантом слева.
Шляпа типа “федора” принадлежала Почётному гражданину Северодвинска Бахтину Иннокентию Степановичу. Желтовато-зелёного цвета с изысканным блестящим ворсом и внешним лоском импортного товара. Действительно, заглянув под отворот подкладки можно увидеть бумажную этикетку на чешском языке, изготовитель – Чехословакия, г. Новый Йичин. Фабрика “Tonak”.
Темно-зеленая шляпа Щёлковской фетровой фабрики объединения “Главшерсть”. Поступила в комплексе предметов одежды 1940-х-1950-х годов из семьи Зигаревой Валентины Фёдоровны, жительницы Молотовска. Шляпа изготовлена в 1955 году, о чем свидетельствует бумажная этикетка за отворотом на изнаночной стороне.
Шляпа “Трилби”
По внешнему виду схожа с “федорой”: также имеет на тулье три вмятины, но её поля более узкие, и могут быть разной ширины вдоль окружности. Своё название получила по сценической постановке конца XIX столетия, основанной на одноимённом произведении английского писателя Джорджа Дюморье (“Трильби”, 1894).
Шляпа Загвоздина Гаврилы Степановича, первостроителя города, участника Великой Отечественной войны. Изготовлена на Воскресенской фетровой фабрике (г. Воскресенск Московской области) в 1960-х годах, на подкладке клеймо – буква “В” в виде вензеля и декоративная надпись “Воскресенск”.
Шляпа жителя Северодвинска Вискова Александра Алексеевича, приобретена в 1960-х–1970-х годах. Благодаря легкой конструкции и дышащей ткани-“рогожке” могла использоваться для ношения в летний период. Изготовитель – Завидовская фетровая фабрика (посёлок Завидово Конаковского района Тверской области), на дне клеймо фабрики в виде райской птицы и буквы “З”.
Женские
В 20 веке происходит возрождение “шляпной моды”, ее создают из совершенно разных материалов, появляются новые формы. Женские шляпки отличаются разнообразием конструкции, декора, манеры ношения. Летние и демисезонные аксессуары выделяются по цвету, типу материала и внешнему облику.
Женскаяшляпка 2-й пол. 1940-х – 1950-х годов из коллекции жительницы Молотовска Зигаревой Валентины Фёдоровны, приобретена в Москве. Перьевые шляпы из цельных птичьих шкурок или перьев, нашитых поверх фетра, делали только для женщин.
Шляпка-“таблетка” – головной убор без полей. В разное время такие модели были введены в моду двумя знаменитостями – сначала Гретой Гарбо, а потом и Жаклин Кеннеди.
Шляпа-“клош”, “колокольчик”, приталенная шляпа в форме колокола для женщин, изобретенная в 1908 году французской модисткой Кэролайн Ребу, была особенно популярна в 1920-е гг. В отличие от других моделей, она создавалась специально для дам, а не перешла из мужской моды. Приобретена в г. Молотовске в 1948 году.
Береты
Берет – мягкий головной убор без козырька. Впервые он появился как часть традиционного шотландского костюма, наименование beret имеет французские корни. В разные периоды истории берет являлся частью одежды священнослужителей и аристократов, слуг и пажей, военнослужащих. Популярность берета в ХХ веке выросла во многих странах, благодаря простой конструкции и практичности он стал неотъемлемой частью мира моды.
В СССР женские береты разнообразных форм и цветов находились на пике моды в 1940-е – 1960-е годы. Мягкий головной убор плоской формы был прост в хранении и значительно экономил место в домашнем гардеробе. Донышко берета украшает небольшой “хвостик” – не только элемент декора, но и для удобства при снимании.
Утепленный берет из зеленого фетра сшит в 1950-х годах в Молотовске (Северодвинске) у частной портнихи Березкиной. Объемный силуэт из восьми клиньев с декоративной крупной пуговицей в центре донышка и околышем для удобства посадки на голове.
Мужской классический берет лаконичной формы и цвета. Образ дополнялся плащом и кашне, что ассоциировалось с интеллигентным, воспитанным и образованным человеком. “Хвостик” на донышке берета в виде крупной петли.