Перейти к содержанию Перейти к подвалу
Начало строительства г. Молотовска (Северодвинска). 1936-1941 гг.
Об уроке

Начало строительства судостроительного завода относится к 1937 г. В первые два года выполнялись работы в основном по намыву территории. Разработкой архитектурного  проекта занимался коллектив мастерской под руководством известных  архитекторов  – братьев В.А. и А.А. Весниных.

Уже первые цеха завода впечатляли своим размахом, учитывая, что дома для проживания строились тогда деревянные одно- и двухэтажные. Среди сооружений завода было построено уникальное – эллинг, длина которого была 370 м., ширина – 64,5 м., а высота – 30,6 м.

24 января 1938 года

Завод удивлял не только своими размерами, но и эстетикой. Все основные цехи завода строились в  едином стиле – конструктивизма: плоскости фасадов были разделены ленточным остеклением, часть стен выполнена сложной рельефной и рисунчатой кладкой.

21 декабря 1939 г. в новом эллинге был торжественно заложен корпус линейного корабля (линкора) «Советская Белоруссия». Этот день стал датой рождения судостроительного завода № 402. К 1941 г. уже работали следующие цеха завода: инструментальный, кузнечный, механический, сталелитейный, корпусный, а также плаз – большое, светлое помещение с ровным полом, на котором чертили детали  кораблей в натуральную величину и изготовляли шаблоны для их строительства. Это позволило заводу в годы войны выпускать продукцию военного предназначения.

К лету 1938 г. кроме основных объектов завода действовали подсобные предприятия: бетонный завод, механические мастерские (РМЗ), кирпичный завод, арматурный цех, дизельные электростанции, гаражи.

Ремонтно-механический завод начал свою деятельность 15 мая 1939 г. – раньше, чем завод №402. Этот завод осуществлял ремонт всей строительной техники в городе.

26 марта 1941 г. заработала теплоэлектроцентраль (ТЭЦ). Она считалась одним из цехов судостроительного предприятия, работала на привозном угле.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.