Перейти к содержанию Перейти к подвалу
Начало строительства г. Молотовска (Северодвинска). 1936-1941 гг.
Об уроке

Сначала первые улицы не имели названий. Одни называли «линиями» и шли они под номерами, другие оставались улицами и тоже шли под номерами. Но улиц становилось всё больше, и в декабре 1937 года было принято решение дать им названия.

Так первая «линия» стала улицей Северной (сейчас ул. Торцева), вторая – Советской, третья – Республиканской, четвертая – Индустриальной, пятая – Лесной. Первая улица получила название Железнодорожной, вторая – Беломорский проспект, третья – Пионерская, четвертая  – проспект Профсоюзов, пятая – Полярная, шестая Арктическая (сейчас пр. Ленина).

 К 1941г. появились такие улицы, как Первомайская и Осоавиахимовская (ул. Ломоносова). В то время ещё не называли улицы в честь героев, но названия были по тем временам очень современные. Для современных жителей города особенно не понятно название «Осоавиахимовская». В те годы существовала  общественно-политическая организация –  Осоавиахим. Расшифровывалась она, как Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Существовала она с 1927-1948 годы. Своими основными задачами Осоавиахим считал: содействие развитию авиационной промышленности, распространение военных знаний среди населения.

А вот улица Полярная, по всей вероятности, получила своё название в честь приезда в Архангельск, а благодаря усилиям И.Т. Кирилкина и в наш тогда еще посёлок знаменитых советских летчиков-полярников – М.С. Бабушкина, М.В. Водопьянова, В. С. Молокова. 23 июня 1937 года на Октябрьской площади (сейчас территория «АО «ПО Севмаш») выступил перед первостроителями О. Ю. Шмидт – организатор дрейфующей станции «Северный полюс». Вскоре они вернутся в Москву. О них будут писать все газеты, их будут называть героями. И первыми, кто узнал об их героической  эпопее на дрейфующей льдине, были жители Судостроя.

Одной из главных и широких стала улица с самым распространенным названием – Советская. Она была разделена на две части, с одной стороны дорога, с другой- небольшой бульвар с клумбами, вазонами и скамейками, огороженный штакетником. Это была одна из первых благоустроенных территорий города. На Советской постепенно появились и важные здания для города: Дом Советов, городской драматический театр, Дом связи. Перед зданием главпочтамта в 1939 году был установлен памятник С.М. Кирову. Он входил в состав правительства СССР, ушел из жизни в 1934 г.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.