Перейти к содержанию Перейти к подвалу
Начало строительства г. Молотовска (Северодвинска). 1936-1941 гг.
Об уроке

1936 год. Молодой Советской стране был необходим судостроительный завод на побережье Белого моря. Для выбора будущей строительной площадки была создана комиссия под руководством начальника  второго Государственного союзного проектного института (ГСПИ-2) Т.В. Сафронова. Комиссия, обследовав в марте 1936 г. дельту Северной Двины, рекомендовала для строительства завода и города площадку на месте Николо-Корельского монастыря.

18 июня 1936 года к месту строительства причалил пароход «Иван Каляев». На нём прибыли первые строители будущего города и завода. Выйдя на заболоченный берег, они увидели стены монастыря, о. Ягры и бескрайнее болото. Первым пристанищем для людей стал в первую очередь пароход  «Иван Каляев». В нем разместились: штаб стройки, первая столовая, первый медицинский пункт. Жили строители в монастыре и временно в палатках.

Вместе с партией первостроителей прибыл и первый начальник стройки Иван Тарасович Кирилкин (1890 -1942).

В  1936г. в официальных документах стройку именовали «Посёлок при Архангельском судостроительном заводе», а в почтовых отправлениях – «Никольское устье». В 1937 г. посёлок получил название  Судострой.

6 марта 1937 г. вышел и первый номер местной газеты под названием «Сталинец Судостроя», в октябре 1937 г. название газеты поменялось на «Сталинец».

Судострой, 1937г.
Вид на площадку, где будут цеха: корпусный, модельный и чугунолитейный, с южной стороны

11 сентября 1937 г. произошло ещё одно важное событие – поселковый драматический театр открыл свой первый театральный сезон, постановкой спектакля «Лжец» Карла Гольдони. Под театр был приспособлен большой ангар (гараж) на 900 мест, но в марте 1938 г. он неожиданно сгорел. 30 апреля 1938 г. на ул. Советской было открыто новое здание театра. Его построили за рекордное время 28 дней и ночей.

Драматический театр, 1940 год.

Город рос быстрыми темпами. 11 августа 1938 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании посёлка Судострой в город Молотовск в честь председателя Народных Комиссаров СССР В.М. Молотова. К этому времени численность населения  Молотовска превышала 23 тысячи.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.