1936 год. Молодой Советской стране был необходим судостроительный завод на побережье Белого моря. Для выбора будущей строительной площадки была создана комиссия под руководством начальника второго Государственного союзного проектного института (ГСПИ-2) Т.В. Сафронова. Комиссия, обследовав в марте 1936 г. дельту Северной Двины, рекомендовала для строительства завода и города площадку на месте Николо-Корельского монастыря.
18 июня 1936 года к месту строительства причалил пароход «Иван Каляев». На нём прибыли первые строители будущего города и завода. Выйдя на заболоченный берег, они увидели стены монастыря, о. Ягры и бескрайнее болото. Первым пристанищем для людей стал в первую очередь пароход «Иван Каляев». В нем разместились: штаб стройки, первая столовая, первый медицинский пункт. Жили строители в монастыре и временно в палатках.
Вместе с партией первостроителей прибыл и первый начальник стройки Иван Тарасович Кирилкин (1890 -1942).
В 1936г. в официальных документах стройку именовали «Посёлок при Архангельском судостроительном заводе», а в почтовых отправлениях – «Никольское устье». В 1937 г. посёлок получил название Судострой.
6 марта 1937 г. вышел и первый номер местной газеты под названием «Сталинец Судостроя», в октябре 1937 г. название газеты поменялось на «Сталинец».

11 сентября 1937 г. произошло ещё одно важное событие – поселковый драматический театр открыл свой первый театральный сезон, постановкой спектакля «Лжец» Карла Гольдони. Под театр был приспособлен большой ангар (гараж) на 900 мест, но в марте 1938 г. он неожиданно сгорел. 30 апреля 1938 г. на ул. Советской было открыто новое здание театра. Его построили за рекордное время 28 дней и ночей.

Город рос быстрыми темпами. 11 августа 1938 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании посёлка Судострой в город Молотовск в честь председателя Народных Комиссаров СССР В.М. Молотова. К этому времени численность населения Молотовска превышала 23 тысячи.