Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Советская поздравительная открытка 1960-х – 1970-х гг.

Коллекция советской поздравительной открытки в фондах музея насчитывает более 900 почтовых и непочтовых открыток 1960-1980-х гг. Все почтовые открытки выпущены Министерством связи СССР. Непочтовые открытки выпускались различными издательствами: «Плакат», «Панорама», «Планета», «Советский художник», «Художник РСФСР», «Изобразительное искусство» (ИЗОГИЗ) и др.

Советские открытки – результат работы сотен художников-оформителей и фотографов. Поздравительные открытки по своей тематике могут быть посвящены определенному празднику или носить общий поздравительный характер.

Символика советских праздничных открыток многопланова и включает в себя 3 группы символов: символы, непосредственно отражающие специфику того или иного праздника, символы Советского государства, советского строя, и символы – приметы времени. Предлагаем вам познакомиться с самыми яркими образцами нашей коллекции.

Новый
год

День Советской Армии и Военно-морского флота

Международный женский день

День международной солидарности трудящихся

День Победы



Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции

День знаний

Советская символика

Приметы времени

Коллекция «Филокартия», хранящаяся в фондах Северодвинского городского краеведческого музея, содержит как почтовые, так и непочтовые открытки. На открытках, не являющихся почтовыми, не предусмотрено выделенного пространства (разлиновки) под марку, адрес и сообщение.

Все почтовые открытки выпущены Министерством связи СССР и отпечатаны на Московской (МПФГ), Пермской печатных фабриках (ППФГ) и Московской типографии (МТГ) Гознака.

Непочтовые открытки выпускались целым рядом издательств: «Плакат», «Панорама», «Планета», «Советский художник», «Художник РСФСР», «Изобразительное искусство» (ИЗОГИЗ), издательство ЦК КПСС «Правда», «Известия», Лениздат. Изготавливались они на таких полиграфических предприятиях, как Калининский полиграфический комбинат, Ленинградская фабрика офсетной печати № 1, типография «Красный пролетарий» (г. Москва), Первая образцовая типография им. А.А. Жданова, типография им. В. Володарского Лениздата, Ленинградский комбинат цветной печати, типография № 3 имени Ивана Фёдорова Главполиграфпрома (г. Ленинград), Фабрика № 4 фотобумаги (г. Ленинград), Фотохудожественный комбинат (г. Ростов-на-Дону), типографии издательств: «Коммунар» (г. Тула), «Плакат» (г. Москва), «Советский художник» (г. Москва), «Известия» (г. Москва), «Соцiалiстична Харькiвщина» («Социалистическая Харьковщина»), «Зоря» (г. Днепропетровск), «Уральский рабочий» (г. Свердловск), типография издательства «Волжская правда» (г. Куйбышев), «Горьковская правда» (г. Горький), типографии издательств Куйбышевского обкома КПСС (г. Куйбышев), Татарского обкома КПСС (г. Казань).

В коллекции представлены открытки, являющиеся результатом работы сотен советских художников-оформителей. Среди них Е.Д. Анискин, А. Антонченко, Л. Аристов, Ю. Арцименев, В. Бельтюков, А. Бойков, В. Бочкарёв, П.В. Викторов, А. Волохов, П. Вьюев, Т. Гиршберг, В. Гордеев, М. Гордон, С. Горлищев, А.А. Горпенко, Е. Гундобин, Д. Денисов, В. Дергилёва, Г. Дерягин, Р. А. Достян, Р. Житков, В. Зарубин, Л. Зайцев, И.В. Знаменский, Б. Иванов, И. Искринская, Н.И. Калита, Е. Квавадзе, А. Кецба, Л. Кириллов, Ф. Киселёв, И. Коминарец, Н. Колесников, Г. Комлев, В. Кондратюк, Ю. Косоруков, Н. Колесников, Н. Круглов, Л. Кузнецов, Н.К. Кутилов, Ю. Левиновский, В. Лисецкий, Ю. Лукьянов, А. Любезнов, В. Мартынов, Т. Панченко, Б. Пармеев, С. Пегов, В. Пименов, А.С. Плаксин, А. Плетнёв, В. Пономарёв, Г. Ренков, К. Рудов, Ю. Ряховский, А. Савин, Е. Соловьёв, И. Филиппов, В. Чмаров, А. Щедрин, М. Юдин и др. Особое место занимает И.Я. Дергилёв, признанный классик советской открытки, работавший во всех крупных советских издательствах, выпускавших открытки, а также в Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи СССР. В фонде Северодвинского музея находятся десятки открыток, автором рисунков и фотокомпозиций которых является И.Я. Дергилёв. Несколько открыток оформлено группой художников Лесегри (Б. Лебедев, Л. Сергеев, М. Гринберг).

В оформлении открыток использованы фотографии В. Алексеева, Н. Ананьева, В. Анни, М. Анфингера, А. Богданова, С. Ветчинина, Б. Гарбуза, А. Геодакова, А. Геринаса, М. Гершмана, И. Дергилёва, Л. Зиверта, К. Косякова, Г. Костенко, И. Кропивницкого, К. Кудрявцева, Н. Матанова, Р. Мазелева, В. Мельникова, В. Панова, В. Полякова, Б. Раскина, А. Рязанцева, Д. Смирнова, П. Смолякова, Ф. Соломатина, Б. Столярова, В. Чепиги, А. Черняка, А. Шагина и др.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.