Перейти к содержанию Перейти к подвалу

К 470-летию установления дипломатических и торговых отношений между Россией и Великобританией

Нашему городу в 2023 году исполнилось 85 лет. Основанный в 1938 году, как кораблестроительный и оборонно-стратегический центр на том месте, где могучая Северная Двина своим самым южным рукавом впадает в Белое море, наш город как бы принял эстафету истории от тех древних русских поселений, которые возникли здесь уже в XI веке как составная часть громадного края.

В истории Русского Севера, края, сыгравшего исключительно важную роль в развитии Русского государства, есть особая страница– это период становления отношений Московского государства со странами Западной Европы через устье Северной Двины, наиболее интенсивных во второй половине XVI века, о котором в публикациях дореволюционных и современных историков, как русских, так и английских, много написано.

14-16 августа 1998 г. город Северодвинск отмечал свое 60-летие. Готовясь к этому юбилею, Северодвинский городской краеведческий музей создал выставку «Порт Св. Николая – первый морской порт России на Севере», посвященную важному этапу истории Российского государства, связанному с тем географическим местом, где расположен город Северодвинск и его градообразующие предприятия «Севмаш» и «Звездочка».

Инициаторами создания выставки были директор Северодвинского городского краеведческого музея В.И. Стурова и Л.Г. Шмигельский – ветеран-кораблестроитель, известный краевед и научный консультант выставки. Художественным решением выставки занимался художник Г.П. Садомовский.

Вся история, рассказанная на выставке, началась 24 августа1553 года, когда к Летнему берегу Белого моря, как полагают в районе Неноксы, пришло английское судно «Эдуард Бонавентура» под командованием Ричарда Ченслера. Корабль бросил якорь на рейде перед Николо-Корельским монастырем в Никольском устье Двины. Это был один из трех кораблей экспедиции под командованием сэра Хуго Уиллоуби, отправившейся из Лондона на поиски северо-восточного пути в Индию и Китай. Судьба экспедиции оказалась трагичной: только один корабль «Эдуард Бонавентура» сумел выжить в суровых условиях Севера, т.к. им командовал опытный навигатор Ричард Ченслер, который к тому же имел на руках верительные грамоты, выданные ему английском королем Эдуардом VIи дающие ему право представляться дипломатом – посланником английского короля.

Благосклонный прием Иваном Грозным, оказанный Ченслеру, и заинтересованность купеческой верхушки Лондона и некоторых представителей английской аристократии в установлении регулярных торговых отношений с Московским государством привели к образованию в 1555 г. Русской (Московской) Компании, получившей монопольные права на всю английскую торговлю с Россией и исключительные привилегии внутри нее, дарованные царем.

Структура этой первой в Англии акционерной торговой компании, особенность ее деятельности в первые 50 лет своего существования, перечень руководителей Компании в России, государственных деятелей Англии, покровительствовавших компании и лично заинтересованных в ее делах, а также перечень и виды экспортно-импортных товаров, составлявших предмет зародившейся через Беломорский Север и достигшей к концу XVI века значительного развития англо-русской торговли – вот содержание существенной части экспозиции выставки.

Центральная часть выставки посвящена порту Св. Николая, как назывался он тогда на английских навигационных картах и в документах того времени, и продолжает называться в исторической литературе современной Великобритании. Это рейд с береговой чертой между Николо-Корельским монастырем и островом Ягры (Розовым островом – по терминологии тех же документов).

Этот порт и дом английской фактории просуществовали до конца XVI века и являлись главным звеном в системе разнообразных связей России с Англией и рядом стран Западной Европы, осуществлявшихся морским путем.

Через порт Св. Николая проходил большой грузопоток русских товаров, вывозившихся в Англию, среди которых особенное значение для страны импортера имели пеньковые канаты и пчелиный воск, меха, «рыбий зуб» и другие товары. С английских судов в порту Св. Николая выгружались, а затем доставлялись в центральные области России разнообразные товары, в том числе много шерстяных и шелковых тканей, металлоизделия, вина и пряности, а главное – оружие, имевшее большое значение для Ивана Грозного, который вел Ливонскую войну.

Существенным элементом порта Св. Николая являлся древний поморский Николо-Корельский монастырь, летописное упоминание о котором относится к 1419 году. Монахи монастыря, обитатели Английского дома и члены команд английских судов, приходивших в порт, установили нормальные, вполне дружеские отношения. Николо-Корельский монастырь имел свой небольшой флот. Поморские кочи и лодьи вызывали восхищение иностранцев своей ходкостью, грузоподъемностью и приспособленностью к плаванию во льдах.

В порту Св. Николая скрещивались все нити дипломатических отношений между Россией и Англией. Сюда прибывали после морского путешествия, длившегося 1.5-2 месяца, послы и курьеры английских королев Марии I и Елизаветы I. Отсюда отправлялись в Англию морским путем дипломатические представители и гонцы русских царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Английские корабли продолжали приходить в порт Св. Николая и после основания города Архангельска в 1584 году. Северный историк, первый историограф Архангельска В.В. Крестинин в своем известном труде «Краткой истории о городе Архангельском» на вопрос: «Что подало причину к строению города Архангельского?» отвечает: «Заведенные на Двине с Англичанами и Голландцами торги посредством мореплавания сих иноземцев». И продолжает: «Кто и когда открыл путь из Европы морем к Двинским берегам для торговли?» — следует ответ: «Англичане, пришедшие в 1553 г. по морю на корабле к Николаевскому или Корельскому Двинскому устью и монастырю, при котором прежде города Архангельска иностранные торги тридцать лет продолжались».

Выставка «Порт Св. Николая – первый порт России на Севере» явилась развернутой иллюстрацией к этим положениям нашего знаменитого земляка. У Северодвинска есть славная древняя история, которую нужно знать, которой можно и нужно гордиться!

  • Открытие выставки Порт Св. Николая — первый морской порт России на Севере
  • Фрагменты экспозиции
  • Музейные экспонаты выставки
  • Музейные предметы из фондов
  • История продолжается

Основные разделы выставки «Порт Св. Николая – первый морской порт России на Севере» 1553-1584. Выставка работала в музее с 1998 г. по 2008 г. Торжественное открытие выставки состоялось 29 июня 1998 года.

Начало экспозиции. Организация английской экспедиции Уиллоуби – Ченслера. 1553 г.

Устройство Московской (Русской) Компании. 1555 г.

Первый порт России на Севере. Николо-Корельский монастырь. XVI в.

Дипломатические отношения между Россией и Англией через Порт Св. Николая. XVI – XVII вв.

Витрины с такелажной оснасткой английских парусников и промысловой оснасткой поморов.

Музейные экспонаты выставки «Порт Св. Николая – первый морской порт России на Севере».

Икона Св. Николая Чудотворца. XVIII в. Дерево, темпера.

Картина. Прибытие корабля Р. Ченслера к Николо-Корельскому монастырю. Автор: Мартынов А.С. Картон, масло. 2003 г.

Картина. Экспедиция мореплавателей лорда Ченслера и Уиллоуби в порт Св. Николая. Автор: Мартынов А.С. Картон, масло. 2003 г.

Английская карта Севера Европы и Севера России. XVI в.

Карта Московского государства, составленная Антонием Дженкинсоном. 1562 г. (копия с карты XVI в.)

Макет. Акватория порта Святого Николая XVI в. Автор: Фесенко В.В., художник северодвинского драмтеатра.

Модель английского парусника класса галеон XVI в. Автор: Кузнецов А.Ф., мастер спорта международного класса по судомоделизму. 2003 г.

Модель поморского коча XVI — XVIII вв. Автор: Подлесный В.В., судомодельный мастер. 2003 г.

Образцы такелажной оснастки: свайка, шкимушгар, юферс, шкентель с мусингами, трос пеньковый.

Увеличенное воспроизведение печати Московской (Русской) компании XVI в.

Книги, посвященные описанию истории плавания экспедиции «Уиллоуби – Ченслера».


Книга. Путешествие Ричарда Ченслера. 1553 и 1555 гг.

Книга. Записки Чанселлора или Открытие России Ричардом Чанселлером при поиске северного пути в Китай. 1553.

Путешествия Ричарда Ченслера 1553 – 1555 гг.

Памятный знак с надписью: «Ричарду Ченслеру, капитану «Эдуарда Бонавентуры», Лондон, с чьим приходом сюда 24 августа 1553 года начались регулярные отношения России с Англией».

Торжественное открытие памятного знака состоялось 16 августа 1998 года на Приморском бульваре о. Ягры. У памятного знака, посвященного приходу корабля Р. Ченслера, стоят (слева направо): Станислав Зелянин, журналист; Шмигельский Л.Г., краевед, инициатор установки памятного знака; Роман Болдырев, историк. 1998 г.

Путеводитель. Палаты Старого Английского двора.

Музей «Старый Английский двор» — филиал Музея истории города Москвы — был открыт 19 октября 1994 г. Его первыми гостями стали королева Великобритании Елизавета II и её супруг принц Филипп, принявшие участие в открытии музея во время официального визита в Россию.  Палаты Старого Английского двора, расположенные у стен Кремля, на улице Варварке, являются одним из древнейших гражданских сооружений Москвы. Почти сто лет — с 1556 по 1649 гг. — они являлись центром деловой и дипломатической жизни англичан в Московской Руси.

В 2002 году к 450-летнему юбилею со времени прибытия английского корабля «Эдуард Бонавентура» в Никольское устье Северной Двины состоялась уникальная экспедиция северодвинских яхтсменов к берегам Англии по  маршруту Ричарда Ченслера. Конечный пункт экспедиции – город Абердин в Шотландии, где в XVI веке у морских берегов потерпел крушение корабль «Эдуард Бонавентура» и погиб Р. Ченслер.

Сувенирная и печатная продукция, полученная из города Абердин.

История продолжается …

Поход яхты «Агиней» по маршруту английской экспедиции Ченслера — Уиллоуби. Северодвинск – Абердин. Июнь-август 2002 г.

Вдохновителями идеи похода по маршруту кораблей английской экспедиции Уиллоуби­­-Ченслера 1553 года на яхте «Агиней» были ветераны Севмашпредприятия Леонид Георгиевич Шмигельский и Генрих Иванович Птицын. Эту идею активно поддержал капитан яхты «Агиней» спортклуба «Север» — Виктор Иванович Кузнецов, ответственный сдатчик Севмашпредприятия, мастер спорта международного класса по парусному спорту.

При разработке маршрута В.И. Кузнецов обратился в городской краеведческий музей, в котором с 1998 г. уже действовала экспозиция «Порт Святого Николая – первый морской порт России на Севере»; посвященная истории зарождения дипломатических и торговых англо-русских отношений в XVI веке. После обсуждения за конечную точку маршрута был выбран г. Абердин (Шотландия), место гибели Р. Ченслера главного навигатора (штурмана) первой английской и руководителя второй экспедиции английских купцов в Московское государство. Тем более, что г. Абердин (Шотландия) – это крупный судостроительный центр, город, где имеется Морской музей.

Для решения организационных вопросов при администрации города был создан Оргкомитет, который возглавил первый заместитель мэра В.В. Дюкарев.

В конце апреля 25 числа 2002 г. состоялась встреча представителей компании «Халлибуртон — Келлогг Браун энд Рут» Джимми Хатчесона и Кенни Роджерса с капитаном крейсерской яхты «Агиней» В.И. Кузнецовым. Во встрече также приняли участие представитель Управления внешнеэкономической деятельности Севмашпредприятия В.М. Попов, заместитель директора городского краеведческого музея Н.Н. Попович, журналисты — заместитель редактора газеты «Вечерний Северодвинск» В.П. Рашев. Издательство «Северная неделя» выступило информационным спонсором похода яхты «Агиней» («Вечерний Северодвинск» № 18 от 1 мая 2002 г.)

Апрельский визит представителей компании «Халлибуртон — Келлогг Браун энд Рут» из г. Абердина во главе с управляющим проектом по производству нефтедобывающего оборудования Хью Скиннером имел целью подписание определенных документов по строительству платформы «Приразломной».

Встреча состоялась в ДИТРе Севмаша. Для беседы были подготовлены маршруты экспедиции, разработанные В.И. Кузнецовым и письма на русском и английском языках в мэрию города Абердин и в Абердинский морской музей (Н.Н. Попович). Вечером того же дня представители компании «Халлибуртон» побывали в городском музее, где познакомились с экспозицией «Порт Святого Николая». Материалы музея были использованы при оформлении буклета и вымпела для экспедиции яхты «Агиней» по маршруту Ченслера.

Хроника подготовки и плавания экспедиции яхты «Агиней», посвященной 450-летнему юбилею прибытия корабля английской экспедиции под командованием Р. Ченслера, отражена в публикациях газет «Северный рабочий» и «Вечерний Северодвинск». 28 июня днем состоялась пресс-конференция в здании городской администрации для журналистов с участием экипажа крейсерской яхты «Агиней», и в тот же день в яхтклубе «Север» многочисленные гости присутствовали при торжественном отплытии яхты. В этот день стояла замечательно теплая солнечная погода, словно благословляя уходящий экипаж.

Капитану яхты В.И. Кузнецову были подготовлены и переданы материалы по истории г. Северодвинска (список на английском и русских языках) и различные сувениры для Абердинского морского музея.

29 августа закончилась двухмесячное плавание яхты «Агиней», прошедшей 4250 миль. В.И. Кузнецов доставил посылку с материалами и экспонатами Абердинского морского музея для нашего музея.

По этим материалам 14 октября 2002 г. в городском краеведческом музее была организована встреча горожан (ветеранов-корабелов, членов Северодвинского отделения Географического общества, учителей, преподавателей и др.) с членами экипажа яхты «Агиней»: В.И. Кузнецовым (капитан), В. Бессоновым (помощник капитана), А. Ильченко (матрос) и В. Корнилов (матрос).

Справка.

Абердин — город и порт на северо-востоке Шотландии (Великобритания), административный центр одноименного графства в устье реки Ди. Железнодорожный узел. Один из крупнейших судостроительных и рыбопромышленных центров Великобритании, а также — добычи и шлифовки гранита и мрамора. В городе находится Абердинский университет, образованный в 1860 году, а также несколько музеев: музей истории города, военный музей «Гордон Хайлендерс», художественная галерея.

Сувенирная и печатная продукция, выпущенная к 450-летию со дня установления дипломатических и торговых отношений между Великобританией и Россией. 1553-2003 гг.

Буклет. 450-летие прибытия английского посла Ричарда Ченслера в Никольское устье реки Северная Двина. 2003 г.

Конверт «первого дня». 2003 г.

Значок. Великобритания – Русский Север. 450 лет. С изображением английского парусника. 2003 г.

Альбом. Британия и Россия 2003. 450 лет дипломатических отношений.

Открытие выставки «Порт Св. Николая – первый морской порт России на Севере» состоялось 29 июня 1998 года. В театрализованном представлении на площадке перед музеем участвовали артисты Северодвинского драмтеатра и сотрудники музея.

Игумен Николо-Корельского монастыря приветствует гостей музея. В роли игумена артист Василий Жеребцов.

Ричард Ченслер читает послание английского короля Эдуарда VI. В роли Ченслера артист Сергей Черноглазов.

Гостей и посетителей музея поздравляет представитель фирмы «Браун энд Рут» (Великобритания) Шуан Бабан.

Корабельная рында приглашает в музей гостей. Склянки отбивает капитан 1 ранга В.В.Кисеев.

Руководитель Управления внешнеэкономических связей Попов В.М. (крайний слева) рассказывает иностранным гостям о выставке.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.