Перейти к содержанию Перейти к подвалу

История судостроения

Среди книг по истории отечественного судостроения, находящихся в составе «Мемориальной библиотеки Бахтиных» обращают на себя внимание работы военно-морского историка Израиля Адольфовича Быховского (1907 – 1997). Военно-морской офицер, командир подводной лодки в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в послевоенное время он преподавал в Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова. Тогда же начал изучать историю отечественного флота. После выхода в отставку в звании капитана 1-го ранга в 1954 г. работал научным сотрудником сектора истории Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н. Крылова.

В  коллекции И.С. Бахтина три книги И.А. Быховского: «Рассказы о русских кораблестроителях», «Династия архангелогородских корабелов» и «Петровские корабелы». Все работы основаны на изучении архивных материалов.

Книга «Рассказы о русских кораблестроителях» (издательство «Судостроение» 1966) содержит очерки о жизни и деятельности талантливых русских кораблестроителей XVIII – XIX столетий. В первой части книги рассказывается о потомственных создателях парусных и паровых судов: Амосовых: Осипе Петровиче (1766 – после 1820), Иване Петровиче (1772 – 1843) и Иване Афанасьевиче (1800 – 1878); Окуневых: Гаврииле Афанасьевиче (1699 – 1781) и Михаиле Михайловиче (1810 – 1873; Поповых: Александре Андреевиче (1788 – 1859) и Андрее Александровиче (1821 – 1898).

Вторая часть книги посвящена изобретателям опытных подводных лодок прошлого: Ефиму Прокопьевичу Никонову (? – после 1728), Семёну Андреевичу Ромодановскому (ок. 1765 – после 1802), Казимиру Гавриловичу Чарновскому (1791 – 1847), Карлу Андреевичу Шильдеру (1785 – 1854) и Огнеславу Степановичу Костовичу (1851 – 1916).

В 1969 г. в Северо-Западном книжном издательстве вышла книга «Династия архангелогородских корабелов» о трёх выдающихся деятелях российского кораблестроения из рода Амосовых (выходцев из Архангельска) – Осипе Петровиче, Иване Петровиче и Иване Афанасьевиче.

Следующая работа автора «Петровские корабелы» (издательство «Судостроение»; 1982) рассказывает о жизни и творчестве наиболее видных деятелей отечественного кораблестроения первой четверти XVIII в. – эпохи создания регулярного военно-морского флота в России. В их числе корабельные мастера: Федосей Моисееич Скляев (1672 – 1728), Лукьян Алексеевич Верещагин (1672 – 1713), Филипп Петрович Пальчиков (1682 – 1744), Фёдор Степанович Салтыков (? – 1715); парусные мастера: Иван Данилович Кочет (ок. 1672 – после 1733), Фаддей Никитич Попов (ок. 1673 – после 1733); организаторы кораблестроения: Фёдор Матвеевич Апраксин (1661 – 1728), Александр Васильевич Кикин 1670 – 1718), Михаил Михайлович Собакин (ок. 1660 – после 1728), сам император Пётр I.

Труд коллектива авторов «Деятельность вице-адмирала Макарова в судостроении» (издательство «Судостроение; 1977) содержит обзор работ выдающегося российского учёного и флотоводца Степана Осиповича Макарова (1849 – 1904) по проблемам непотопляемости, развития кораблей класса миноносцев, ледовой защиты кораблей, главных и вспомогательных механизмов, подводного кораблестроения, показано его участие в создании ледокола «Ермак», в исследовании морей и океанов.

Биография другого крупного российского и советского учёного-математика, инженера-кораблестроителя академика Алексея Николаевича Крылова (1863 – 1945), внёсшего огромный вклад в развитие теории корабля,  вышла из-под пера писателя Владимира Григорьевича Липилина (род. 1932) и увидела свет в 1983 г. в издательстве «Молодая гвардия» (серия «Жизнь замечательных людей»).

В своей книге «Конструкторы надводных кораблей», изданной Лениздатом в 1987 г., журналист Юрий Моисеевич Стволинский (1919 – 1998) на документальном материале раскрывает роль ленинградских конструкторских коллективов в развитии советского судостроения. Особе внимание уделено деятельности главных конструкторов первых советских надводных кораблей: Федота Евдокимовича Бесполова (1895 – 1983), Бориса Георгиевича Чиликина (1905 – 1967), Анатолия Иосафовича Маслова (1884 – 1968), Владимира Александровича Никитина (1894 – 1977).

Монография Игоря Владимировича Гирса «Первый русский опытовый бассейн” знакомит читателей с историей создания и деятельности первого в России опытового бассейна, предназначенного для исследования сопротивления воды движению судов и изучения других мореходных качеств на основании результатов испытаний моделей. Опытовый бассейн был построен в 1892 – 1894 гг. в Санкт-Петербурге по инициативе великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1931 г. на базе бассейна был создан Научно-исследовательский институт военного кораблестроения, затем ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова.

И.В. Гирс (1902 – 1976), инженер-кораблестроитель, учёный, специалист в области гидродинамики, работал в Опытовом бассейне, в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова.

Об испытаниях и испытателях военных кораблей российского и советского флота с начала XVIII в. до второй половины ХХ в. повествует книга «Корабли проходят испытания» (издательство «Судостроение; 1982), авторы которой – вице-адмирал Анатолий Иванович Сорокин (1921 – 1988), командующий 1-й флотилией подводных лодок Северного флота (1964 – 1969), командир самого дальнего в истории ВМФ СССР подводного перехода (1966), и капитан 1-го ранга Владимир Никитич Краснов (1924 – 2017), кандидат военно-морских наук, в течение 25 лет участвовавший в работе Постоянной комиссии государственной приёмки кораблей ВМФ.

Вопросам корабельного вооружения во второй половине ХХ в. посвящена книга писателя, публициста Александра Борисовича Широкорада (род. 1947) «Оружие отечественного флота. 1945 – 2000» (издательство «Харвест», «АСТ»; 2000). В ней рассказывается об истории создания и технических особенностях артиллерийских систем, мин, торпед, ракет, принятых на вооружение советского и российского флота после окончания Великой Отечественной войны.

Очень интересной и мало изученной теме – корабельному декору – посвящена монография искусствоведа Татьяны Михайловны Матвеевой «Убранство русских кораблей»,вышедшая в 1979 г. в издательстве «Судостроение». Монография основана на кандидатской диссертации автора «Архитектурно-пластическое убранство русских кораблей XVIII – первой половины XIX века» (1973), бывшей в течение нескольких десятилетий единственным исследованием по данной теме. В книге описываются стили, типы декора парусных кораблей, приёмы корабельной резьбы, способы крепления рельефов к корпусу корабля, а также рассказывается о мастерах-резчиках.

К 300-летию российского флота, отмечавшемуся в 1996 г., был приурочен выход в издательстве «Судостроение» пятитомного коллективного труда «История отечественного судостроения» (1994 – 1996) под редакцией академика Игоря Дмитиевича Спасского (1926 – 2024). Пятитомник рассказывает о развитии отечественного судостроения с IX в. до конца ХХ в.

Специальная глава, посвящённая российскому судостроению, помещена в работе учёного-кораблестроителя, педагога, инженер-вице-адмирала Александра Павловича Шершова (1874 – 1958) «История военного кораблестроения. С древнейших времён до наших дней» (издательство «Полигон»; 1994).

Истории ПО «Северное машиностроительное предприятие» (Севмаш) посвящено многотомное издание «Флагман отрасли Очерки. Статьи. Воспоминания». Авторы очерков и воспоминаний руководители, специалисты предприятия – непосредственные участники событий. В составе Бахтинской библиотеки две первые книги сборника, вышедшие в 1989 г. и 1991 г. соответственно. В обеих книгах помещены очерки И.С. Бахтина.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.