Перейти к содержанию Перейти к подвалу

История подводного флота

Литература о подводном флоте представлена в «Мемориальной библиотеке Бахтиных» прежде всего книгами инженер-полковника Сергея Александровича Шерра (1905 – после 1965) – «Корабли морских глубин» (Воениздат; 1955) и офицера-подводника, кораблестроителя, инженер-капитана 2-го ранга Григория Мартыновича Трусова (1889 – 1960) – «Подводные лодки в русском и советском флоте» («Судпромгиз; 1963).

В обеих книгах на основе систематизации и обобщения обширного материала рассматривается история отечественного подводного флота, начиная от попыток создания подводных судов в XVIII – XIX вв. и заканчивая строительством советских подводных лодок в 1930-х гг. значительное внимание уделено деятельности выдающихся российских изобретателей и инженеров-кораблестроителей, боевому применению подводных лодок в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн, подвигам моряков-подводников.

Монография советского историка, доктора исторических наук, капитана 1-го ранга Владимира Ивановича Дмитриева (1923 – ?) «Советское подводное кораблестроение» (Воениздат; 1990) освещает основные этапы строительства советского подводного флота в 1920 – 1945 гг. В книге показаны конструктивные особенности подводных лодок, находившихся в строю в этот период, их тактико-технические характеристики, результаты боевого применения.

Название вышедшей в 1967 г. в издательстве «Судостроение» книги морского историка, писателя, инженера-кораблестроителя Николая Александровича Залесского (1909 – 1990) «Краб» – первый в мире подводный заградитель» говорит само за себя. Книга посвящена истории создания подводной лодки, предназначенной для использования в качестве минного заградителя, по проекту талантливого российского изобретателя Михаила Петровича Налётова (1869 – 1938). Описывается также боевой путь «Краба», участие в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. и последующая судьба лодки.

«В студёных глубинах» (Воениздат; 1980) – военно-исторический очерк, рассказывающий о создании советских подводных сил в Заполярье, об освоении подводниками Северного морского театра. Особенно подробно освещаются боевые действия подводных лодок Северного флота во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Авторы – моряки-ветераны: подводники Владимир Митрофанович Мосцеев (1924 – 1992), Лев Александрович Власов (1913 – 1993), Иван Нестерович Ревенко, военный журналист Махмут Исхакович Хаметов (1925 – 1995).

В выпущенном в 1999 г. редакцией альманаха «Цитадель» исследовании военно-морских историков Андрея Витальевича Платонова (1950 – 2015) и Вячеслава Михайловича Лурье (1934 – 2009) «Командиры советских подводных лодок 1941 – 1945 гг.» рассматриваются состояние материальной части советского подводного флота периода Великой Отечественной войны, подготовка и боевая деятельность командиров подводных лодок, прослеживается связь меду личностью командира, результативностью его боевой деятельности и судьбой подводной лодки.

Сжато, но очень информативно рассказывает об отечественном атомном подводном флоте книга Владимира Евгеньевича Ильина и Александра Игоревича Колесникова «Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник» (издательство «Астрель», «АСТ»; 2001). Справочник содержит сведения о всех типах отечественных атомных подводных лодок: торпедных, многоцелевых, подводных лодках с крылатыми и баллистическими ракетами, а также о нереализованных проектах и перспективных разработках.

19 октября 1995 г. в Военно-Морской Академии имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова состоялась конференция, посвящённая 40-летию первого в мире пуска баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки «Б-67» (проект В-611) Северного флота, состоявшегося 16 сентября 1955 г. Материалы этой конференции были изданы в 1996 г. в количестве 500 экземпляров, один из которых не случайно принадлежал И.С. Бахтину: ведь именно Иннокентий Степанович был строителем – ответственным сдатчиком подводной лодки «Б-67».

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.