Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Жизнеописания знаменитых кораблей

Книги «Мемориальной библиотеки Бахтиных» рассказывают не только о судьбах людей: знаменитых флотоводцев, мореплавателей, исследователей морей и океанов, но и о судьбах кораблей отечественного военного флота.

Среди книг, посвящённых кораблям, особый интерес представляют труды Рафаила Михайловича Мельникова (1935 – 2014), вышедшие в 1980-х гг. в издательстве «Судостроение». Выпускник кораблестроительного факультета Ленинградского кораблестроительного института, три десятилетия проработавший в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, Р.М. Мельников стал авторитетным военно-морским историком, опубликовавшим  в 1970-х – 2000-х гг. множество историко-технических исследований, широко раскрывающих жизнь знаменитых кораблей.

Известность Р.М. Мельникову принесла монография «Крейсер «Варяг», впервые вышедшая в 1975 г. В Бахтинском собрании есть второе, переработанное и дополненное издание этой книги (1983).

Очень подробно в монографии описывается история создания бронепалубного крейсера «Варяг» (1898 – 1900): от разработки заданий на проектирование корабля и заключения контракта на строительство с американской фирмой «William Cramp and songs» («Вильям Крамп и сыновья») до спуска на воду, достройки, вооружения и ходовых испытаний. Также обстоятельно рассказывается об архитектуре крейсера, его тактико-технических характеристиках, приводятся многочисленные чертежи.

Разумеется, в центре повествования служба «Варяга» в составе 1-й Тихоокеанской эскадры и неравный бой с японской эскадрой на рейде у г. Чемульпо 9 февраля 1904 г. в ходе Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Также рассказывается о последующей судьбе крейсера.

Две другие книги того же автора – «Броненосец «Потёмкин» (1980) и «Крейсер «Очаков» (1986) посвящены кораблям – участникам революционного движения.

Броненосец Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический» известен, прежде всего, по причине восстания, произошедшего на нём в июне 1905 г. Бронепалубный крейсер «Очаков» – флагман революционной эскадры лейтенанта П.П. Шмидта, одного из руководителей Севастопольского восстания в ноябре 1905 г. Книги рассказывают также о дальнейшей судьбе обоих кораблей, их неоднократных переименованиях, участии в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг.

Вышедшая в 1989 г. монография Р.М. Мельникова «Рюрик был первым» посвящена кораблям серии больших океанских крейсеров, построенных на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1890 – 1900 гг.: броненосные крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громобой». Все три корабля в составе Владивостокского отряда крейсеров участвовали в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг. В бою с японскими кораблями в Корейском проливе 14 августа 1904 г. крейсер «Рюрик» погиб, «Россия» и «Громобой» получили серьёзные повреждения, в дальнейшем в составе Балтийского флота принимали участие в Первой мировой войне.

Во всех своих произведениях автор обстоятельно излагает историю кораблей, уделяя особе внимание вопросам их проектирования, постройки, эксплуатации, тактико-техническим характеристикам.

Книги «Крейсер «Очаков» и «Рюрик был первым» вышли в серии «Замечательные корабли» издательства «Судостроение».

В 1987 г. в той же серии увидела свет монография «Крейсер «Аврора» военно-морского офицера, морского историка Льва Львовича Поленова (1930 – 1999). Помимо подробных сведений об архитектуре, устройстве, вооружении, истории проектирования и строительства в книге увлекательно рассказывается о боевой службе легендарного крейсера,  гораздо менее известной широкой публике, чем его участие в Октябрьской революции 1917 г. Примечательно, что автор книги Л.Л. Поленов – сын первого советского командира «Авроры» Льва Андреевича Поленова (1894 – 1958).

Совершенно другого плана вышедшая двадцатью годами ранее книга «Крейсер «Аврора. Путеводитель по корабельному музею» (Лениздат; 1967). Здесь история крейсера – символа Октябрьской революции представлена через призму музейной экспозиции первого корабля-музея в СССР. Авторы путеводителя – Иван Михайлович Кулешов (1913 – 1997), морской историк, начальник Центрального военно-морского музея (ЦВММ) в 1970-х гг., и Борис Васильевич Бурковский (1912 – 1985), начальник филиала ЦВММ на крейсере «Аврора».

Монография Игоря Фёдоровича Цветкова «Линкор «Октябрьская революция» (издательство «Судостроение; 1983) посвящена последнему четвёртому по счёту) линейному кораблю балтийской серии типа «Севастополь», построенного на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге в 1909 – 1914 гг. Первоначальное название линкора – «Гангут», в честь победы русского флота в Гангутском сражении (1714). Корабль принимал участие в боевых действиях на Балтике в ходе Первой мировой войны. Но главная веха в его истории – участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, в прорыве блокады города в январе 1943 г.

Ещё две книги бахтинского собрания посвящены крейсеру «Варяг».

В год пятидесятилетия подвига крейсера (1954) в Военном издательстве Министерства обороны СССР вышла книга писателя, военного журналиста Ивана Ильича Пономарёва «Герои Варяга», в основу которой легли воспоминания участников сражения у Чемульпо. Помимо рассказа о боевой службе корабля и знаменитом сражении в книге прослеживается судьба моряков – членов экипажа «Варяга».

Результат ещё одного журналистского расследования – документальная повесть Наума Ефимовича Гузика «Варяг» – бессмертное имя», опубликованная издательством ДОСААФ СССР в 1969 г.

Книга военного журналиста, историка Владимира Георгиевича Реданского (1924 – 2019) «Арктики рядовой» прослеживает историю ледокольного парохода «Семён Дежнёв» на протяжении всего срока службы корабля (1939 – 1969), рассказывает о ледовых походах и участии в  Великой Отечественной войне в качестве сторожевого корабля СКР-19, об отражении нападения немецкого тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер» на Диксон в августе 1942 г.

«Корабли-герои» – название вышедшего в том же издательстве в 1976 г. сборника очерков о знаменитых кораблях отечественного флота со времён Петра I до второй половины XX в. Среди многочисленного авторского коллектива известные флотоводцы, командиры кораблей, писатели, журналисты, учёные.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.