Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Война в Арктике

Раздел посвящён одной из важнейших страниц в военных событиях морской войны на Севере, в Заполярье.

Важность Арктики и Северного морского пути руководство немецкого Третьего рейха понимало очень хорошо, поэтому в годы Великой Отечественной войны военные действия на наших северных рубежах начались буквально с первого дня – первый авианалет был совершен уже в ночь на 22 июня 1941 г.

По Северному морскому пути за 1941-1945 гг. по системе ленд-лиза поступило более трети всех военных грузов для СССР, что сыграло огромную роль в исходе войны. Поставки вооружения (танки, самолеты), боеприпасов, транспортных средств, сырья, продовольствия и других товаров осуществлялись морским путем на транспортах в сопровождении военных кораблей конвоя.

С 1942 года гитлеровцы развернули настоящую охоту за союзными караванами, трагические события тех лет хорошо описаны в книгах, представленных в этом разделе. Ремонт поврежденных кораблей, транспортов и ледоколов производился на заводе № 402, который находился в г. Молотовске.

По официальной заводской статистике за годы войны заводом № 402 отремонтировано, переоборудовано и довооружено 33 единицы боевых кораблей и судов вспомогательного флота ВМФ (из книги Л.Г. Шмигельского «Судоремонт в годы Отечественной войны на заводе № 402).

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.