16 мая 2020 года Всероссийская акция «Ночь в музее» впервые прошла виртуально. Наш музей подготовил для своих интернет-посетителей пятичасовой музейный марафон, участники которого должны были последовательно ответить на 10 вопросов о предметах домашнего быта, выложив в комментариях фотоответ и рассказ о современном воплощении предмета.
Предлагаем вам познакомиться с вопросами марафона, попытаться ответить на них, а затем узнать правильные ответы, самые интересные фотоответы и предметы из домашних коллекций участников конкурса.

Северодвинский музей.
Начало 21 века.
Фото В. Богданова
Вопрос №1

Этот предмет ставит нас наравне с египетскими фараонами. В Древнем Египте он был принадлежностью знати. В наше время это один из самых демократичных предметов: домашний обиход первых строителей города зачастую, начинался именно с него: и стоил недорого, и компактен, и своими руками можно смастерить.
Предмет мебели.
Фрагмент.
1940-е гг.
Вопрос №2

В России 19 века, сначала в купеческой среде, а затем и повсеместно, укоренилась традиция: чтобы не прослыть бедным, нельзя было допустить, чтобы в напитке плавал хоть один листочек. Постепенно «приспособление для отделения листочков» стало символом аристократизма.
Разыщите атрибут «завтрака аристократов» в своем доме!
Фабричное клеймо
XIX в.
Вопрос №3

Еще лет двести назад жизненный уклад зависел от восходов и заходов солнца. Когда-то предок этого предмета позволил человеку стать хозяином своего времени и менять режим дня по необходимости. А появление в домах «потомка» стало одним из первых завоеваний советской власти.
Найдите в своем доме современное воплощение старинной идеи.
Предмет домашней обстановки крестьянского дома.
Фрагмент.
XIX в.
Вопрос №4

Для наших предков дом имел большое значение: переступив порог, человек считал себя в безопасности. Поэтому многие предметы в доме наделяли особым сакральным смыслом. Найдите в вашем доме предмет, с которым до сих пор связано самое большое количество традиций и суеверий.
Для поиска правильного ответа вспомните, о каком элементе дома существует больше всего устойчивых суеверий.
Элемент дома.
Фрагмент
XVII в.
Вопрос №5

В старину ее сравнивали с самыми близкими родственниками. Главной помощницей в доме была, конечно, она. Сегодня она хоть и перестала быть символом дома, без нее не обойтись.
Переберите в памяти загадки и поговорки о крестьянском доме. В современной квартире можно найти «правнучку».
Главная домашняя помощница.
Фрагмент.
XXI в.
Вопрос №6

Вспомним нехитрую крестьянскую утварь! Много вещей в деревенском доме было изготовлено из этого универсального материала.
Еще 100 лет назад использовать его умели все, об этом в наши дни напоминают пословицы и поговорки.
В современном домашнем хозяйстве предметы из этого материала тоже встречаются: как этно-декор, вместилище, или детские игрушки.
Какой предмет из искомого материала хранится в вашем доме?
Предмет домашней утвари.
Фрагмент.
XIX в.
Вопрос №7

В крестьянском доме этот «горбатый мужичок» всегда подвешивался возле входной двери. Согласно поверью, он помогал входящему не заносить зло в дом. В разное время называли его по-разному. М.В.Ломоносов его название приводил как пример словосложения. В.И. Даль в своем словаре называет его «бараном».
Со временем изменились и название, и внешний вид, и место нахождения этого обязательного домашнего спутника. Сейчас этот предмет переехал на дачи, у вас в доме живет его современный «внук».
Предмет домашней утвари.
Фрагмент.
XIX в.
Вопрос №8

Этот «домашний помощник» в ходе эволюции сильно менялся: когда-то он был деревянным, затем – металлическим, сейчас может быть из другого материала. Последние 70 лет он только электрический. Именно он «виновник» того, что в каждом доме раньше пахло «…воздушком погожего денька, морозцем, легким ветерком, недавно выпавшим снежком».
Найдите в доме эту полезную бытовую технику.
Бытовой прибор.
Фрагмент.
Нач. XX в.
Вопрос №9
Управление мышью:
Левая кнопка — вращать.
Правая кнопка — двигать.
Колёсико — масштабировать.
Назовите предназначение этого предмета из музейной коллекции.
Домашняя утварь.
3-D сканирование.
Вопрос №10

Если в вашем серванте или на кухне живет этот «выводок соколят», можем смело утверждать, что они «вылупились из яйца» в период с 1962 по 2012 год. Впрочем, говорят, что сейчас гордый сокол вновь прилетел в родное гнездо.
Найдите в своем посудном шкафу «соколенка»!
Предмет декора.
Фрагмент.
1966 г.
Демократичная мебель

Табуретка – столярное изделие без спинки и подлокотников, рассчитанное на одного человека. Самые древние табуретки обнаружили в древнеегипетских захоронениях, фараонам они служили в качестве тронов.
Стулья без спинок использовали и кочевые народы, и придворные дамы. Само слово «табурет» пришло к нам из немецкого, а в немецкий – из французского языка. Смекалистые няньки использовали перевернутую табуретку как переносной детский манежик – поперечные проножки не давали ребенку упасть.
Табуретка – главный предмет мебели небогатых советских новоселов (вспоминаем фильм «Девчата»).
Эта табуретка принадлежала первостроителю города Давиду Тихоновичу Русанову. В 1936 году он приехал в наш город из Новокраматорска. Табуретку и другую домашнюю мебель Русанов сделал сам, на своем столярном верстаке.
Табуретка первостроителя города Давида Русанова.
Молотовск, 1940-е гг.
Из фондов СГКМ
Символ аристократизма

Ситечко – приспособление для отсеивания чаинок при розливе чая по чашкам, важный аксессуар чайной церемонии.
В давние времена чай считался экзотическим продуктом и поставлялся в Европу малыми партиями по очень высокой цене. Европейские аристократы заказывали в Китае специальную посуду для чайной церемонии, в комплект входило и ситечко для процеживания напитка и экономии заварки.
После того, как чай побывал на столе богачей, его высушивали и продавали в дешевые трактиры, где заварка использовалась до тех пор, пока не теряла вкус и цвет. В самых бедных трактирах чай использовали уже без ситечка. Поэтому чаинки, плавающие в чае, были признаком крайней бедности.
В наше время ситечко остается милым элементом домашних чаепитий, символом домашнего уюта. Немного жаль, что в 21 веке ситечки вытесняются чайными пакетиками.
Чайные ситечки.
XIX-ХХ в.
Из фондов СГКМ
Да будет свет!

Этот старинный осветительный прибор: комплекс из светца с лучиной и корытца вы можете увидеть в зале «Русский северный дом» нашего музея.
В давние времена, чтобы продлить световой день, люди научились использовать лучину – тонкую длинную щепу сухого дерева. Чтобы удерживать ее под нужным углом и добиться долгого ясного горения, лучину пропитывали жиром и устанавливали в осветительный прибор — светец – специальный железный расщеп. Хорошая лучина могла гореть до 30 минут.
Под лучину ставили корытце, куда во избежание пожара насыпался песок, засыпалась зола или наливалась вода.
В нашей стране кардинальные изменения в освещении жилищ произошли в 1920-1930-е годы. В 1920 году был разработан и успешно воплощен план электрификации страны. В память о тех событиях электрическую лампочку до сих пор часто называют «Лампочкой Ильича».
Светец с лучиной и корытце.
Архангельская губ. XIX в.
Экспозиция СГКМ.
Не бойся дверей – бойся щелей!

Дверь – важнейший элемент дома, дверь первой встречает каждого входящего. В древности существовало множество поверий и разных защитных ритуалов, связанных с дверью и порогом дома. Закрытая дверь охраняет внутреннее пространство дома, а порог дверного проема – это граница «своего» и «чужого» пространства.
Наверное, недаром, и сейчас многие привешивают на дверь подкову на счастье и соблюдают ряд традиций: через порог не здороваются, руки не подают и др. По высоте дверь в крестьянских избах всегда была ниже человеческого роста. Приходилось при входе и голову наклонить, и шапку снять, — получался своеобразный поклон хозяевам.
В постоянной экспозиции музея представлена дверь из Николо-Корельского монастыря. Николо-Корельский монастырь был основан в конце XIV — начале XV вв. старцем Евфимием. Первое письменное упоминание относится к 1419 году. В XVII веке были выстроены новые каменные постройки. Эта дверь открывала вход в хозяйственное помещение подклетного этажа Никольского храма.
Дверь из Николо-Корельского монастыря.
Архангельская губ. XVIII в.
Экспозиция СГКМ.
Главная помощница хозяйки

Русская печь, печка-матушка, главная помощница в русской избе.
При строительстве дома к кладке печи приступали с особой тщательностью. От печника зависело, чтобы печь получилась не угарной, чтобы ее кирпичная лежанка была удобной и долго хранила тепло. Важно, чтобы печь была «жаркой, но не жадной» – одни и те же поленья в хорошей печи дают намного больше жару. Дым не должно было выкидывать ветром. К тому же печь должна была быть миловидна и красива, как невеста: с карнизами и печурками для сушки рукавиц.
Печник на деревне был одним из самых уважаемых людей – если его обижали, он мог вставить в печную трубу горлышко от бутылки – тогда печь начинала «завывать» от ветра.
… Прошли века. Мы переселились в кирпичные дома, и русские печи сменились плитами и духовыми шкафами на кухнях. Но все равно, запах пекущихся пирогов остается символом дома.
Русская печь.
Экспозиция СГКМ.
Из березовой коры…

«Не лыком шит», «Он лыка не вяжет», «Это вам не лапти плести» — лапти, пестери, солонки, оселки и множество полезных в хозяйстве вещей плели из лыка. Лыко – узкая полоска березовой коры – бересты.
Широкая береста тоже шла в дело. Из нее «без гвоздочков, березовой строчкой» шили туески – уникальные ёмкости для хранения продуктов. Морошка в берестяном туеске долго не дает сок, мёд не засахаривается, молоко несколько дней не скисает.
Береста не пропускает влагу. Об этом ее качестве прекрасно знали древние мастера: реставраторы обнаружили под маковками ненокских храмов несколько слоев бересты.
В озерных краях средней полосы России из бересты шили лодки. В подмосковье берестой повсеместно крыли крыши.
В современной квартире, в память о деревенских предках можно встретить берестяные туески – в них хозяйки хранят соль. Вещицы из лыка тоже украшают наши кухни.
Домашняя утварь из бересты и лыка.
XIX в.
Экспозиция СГКМ.
Обязательный домашний спутник

Как только человек заходил в избу, он должен был смыть с себя все зло, случайно принесенное с улицы. Для этого, сразу у входа, около двери подвешивался рукомойник – медный или глиняный сосуд с водой для мытья рук. Обычно по бокам у рукомойника были прикреплены два «носика». За эту характерную форму в диалектах его называли «бараном».
Рукомойники – «барашки» можно увидеть только в музее. На дачах и в деревнях до сих пор используются клапанные рукомойники-умывальники.
Кстати, в начале века появился усовершенствованный умывальник: с бачком под воду и емкостью под слив, спрятанной в тумбочку. С легкой руки Корнея Чуковского, мы его называем «мойдодыром».
В современной квартире рукомойник заменен его «внуком» — водопроводным краном.
Рукомойник.
XIX в.
Экспозиция СГКМ.
Домашний помощник на все времена

Кто-то читал стихи Елены Благининой детям, и помнит их наизусть. Кто-то догадался «загуглить» строки в интернете. Короче говоря, вы абсолютно правильно поняли, что речь идет об УТЮГЕ…
Много веков люди во всех странах использовали для распрямления складок на одежде КАТАЛУХУ И РУБЕЛЬ (конечно, назывался прибор по-разному). Потом друг друга начали сменять духовые, спиртовые, газовые, электрические и электрические утюги с отпаривателями.
Во все века приспособления для глажения были прекрасным свадебным подарком. Всмотритесь в резьбу на нашем рубеле, прочитайте дарственную надпись!
Электрическим утюгом пользовались первые портные города Молотовска. В квартирах розеток не было, и электроприборы были характерны только для предприятий и артелей.
Еще один утюг – свидетельство научно-технического прогресса! Утюг предназначен для быстрого наведения стрелок на брюках. Он так и называется – стрелка!
Коллекция предметов для разглаживания белья.
Рубель и утюги.
XIX-ХХ вв.
Из фондов СГКМ.
Вместилище для природного консерванта

Деревянную солонку в виде фигурки бычка вы можете воочию увидеть в зале музея «Русский северный дом»
Соль всегда имела сакральное значение. Именно поэтому до наших дней сохранилась традиция иметь дома красивую солонку и желать дорогим людям «хлеб-соль».
В Древней Руси соль была одним из самых дорогих продуктов. Это объясняется тем, что в ту пору, когда не было холодильников, соль была единственным природным консервантом. В период натурального хозяйства соль была единственным необходимым продуктом, который крестьяне не могли произвести самостоятельно, и вынуждены были покупать.
Солонка-бычок.
XIX в.
Из фондов СГКМ.
Сокол из Дулёво

Переверните любой элемент чайного «дулевского» сервиза! На донце, скорее всего, красуется «соколик» — клеймо Дулевского фарфорового завода.
В 1958 году скульптура «Сокол» мастера Дулевского завода Сотникова стала обладателем медали «Гран при» на Всемирной выставке в Брюсселе. Вскоре «соколик» стал счастливым талисманом одного из старейших фарфоровых заводов в России.
…В 1832 году Терентий Кузнецов наладил в пустоши Дулево Владимирской области производство фарфора, продолжив тем самым дело отца, основателя династии, Якова Кузнецова. Фирменным стилем «дулевского» фарфора стали «агашки» — пурпурные розы с размытыми лепестками, которые работницы – чаще всего – Агафьи, наносили не кистью, а отпечатком пальца.
Помимо чайных сервизов, дулёвские мастера освоили выпуск фарфоровой скульптуры. Особо ценились фигурки героев русских народных сказок.
Скульптура «Гуси-лебеди» и клеймо в виде сокола
Дулево, 1966 г.
Из фондов СГКМ.
Приз победителю

Екатерина Котенёва, победитель конкурса:
«Хотим поблагодарить всю команду Северодвинского городского краеведческого музея за грамотную организацию и проведение музейного онлайн-марафона «Моя коллекция» ( #Мояколлекция), состоявшегося в рамках акции «Ночь музеев».
Считаю, что идея и формат выбраны весьма успешно. Несмотря на то, что «марафон» проходил дистанционно, — это позволило провести субботний вечер всей семьёй вместе и окунуться в историю и культуру русского быта.
Поэтому рекомендую жителям города Северодвинска принимать активное участие в таких мероприятиях, посещать Северодвинский городской краеведческий музей, т.к. это позволяет нам прикоснуться не только к истории и её истокам, но и несёт в себе познавательно-воспитательное и духовное значение, что важно передать подрастающему поколению! Потому что у народа, который помнит своё прошлое, есть будущее!»
Сладкий приз от спонсора – ОАО «Северодвинский хлебокомбинат» на столе у победителя – Екатерины Котенёвой